21 октября - 86 лет петербургскому троллейбусу.
Петербург встречает дату в статусе троллейбусной столицы России, также у нас развита крупнейшая в стране сеть из 9 линий, обслуживаемых троллейбусами с увеличенным автономным ходом (ТУАХ).
Студенты НИУ ВШЭ, поговорив с водителями, собрали 9 историй о каждом инновационном маршруте.
Станция метро «Старая Деревня» - Арцеуловская аллея»
«Я пришел к этой профессии с точки зрения интереса к самой технике - большой, габаритной. Контактная сеть заинтересовала меня. Эти сходные, расходные стрелки, как провода уходят в разные стороны», - рассказывает Анатолий Хромцов.
Маршрут №23 - самый первый в Петербурге маршрут троллейбусов с увеличенным автономным ходом, запущенный 12 декабря 2017 года. До этого линия работала только в будние дни в час пик. В целях транспортной доступности нового ЖК «Чистое небо» маршрут №23 в его новейшей истории продлили ещё раз - до Арцеуловской аллеи.
«Пассажиры вначале были удивлены, вот мол, как так, вроде троллейбус ходит только на токоприемниках, а тут – без них, как автобус. Было приятно – фотографировали, смотрели, интересовались. Мы стараемся объяснить, что это электробус с динамической зарядкой, новые технологии», - рассказывает Анатолий.
У Анатолия нет любимых мест на маршруте, он любит всю свою линию: «Маршрут он сам по себе любимый, то есть ты работаешь – получаешь удовольствие. Любая остановка, любые повороты, перекрестки».
Больше всего Анатолию запоминаются улыбки пассажиров: «Когда выходят люди на своей остановке и оборачиваются, улыбаются, это для водителей самое приятное, когда мы доставили пассажиров, и они выходят из троллейбуса в хорошем настроении, с улыбкой, с позитивом. Это самое прекрасное, что не забывается никогда».
улица Васи Алексеева - улица Адмирала Черокова
«Еще ребенком любил стоять и наблюдать в окна как штанги ходят туда-сюда. Это именно с детства идет, вся эта любовь. Здесь именно любовь к этому виду транспорта. С детства заинтересовало и переросло в то, что я пошел работать водителем троллейбуса», - рассказал Сергей.
Полностью переучиваться для работы на новых ТУАХ не нужно, достаточно стажировки: «По сути это тот же самый троллейбус, просто с дополнительной опцией - возможностью передвижения без использования контактной сети. Поэтому мы просто проходим специальные курсы. Ездим с наставниками, нам показывают как их включать, как выключать, как диагностировать».
Самое приятное в работе для Сергея - наблюдать за эмоциями людей:
«Запомнилось то, как люди по первости обращали внимание на троллейбус без штанг. Очень много детей до сих пор любят наблюдать как мы ставимся в КШТ (контрольно-штанговый токоприемник), так называемый домик. Мы подъезжаем в специальное место, нажимаем у себя на приборной панели кнопку и штанги автоматически встают на место. Дети удивляются».
У Сергея есть любимый участок на 41-м маршруте - Автовский путепровод: «Это большой длинный перегон. Можно хорошенечко разогнаться и хорошенечко так проехать».
Улица Шаврова - Глухарская улица
Пётр Талызин просто прогуливался рядом с троллейбусным парком и зашел внутрь – теперь работает водителем троллейбуса уже 8,5 лет: «Я мечтал работать на общественном транспорте. Это пошло еще с детства, когда мы катались на велосипедах и изображали остановки».
Маршрут Петра имеет интересную историю: сначала «двойка» была короткая – всего пять остановок, водитель должен был сделать за смену 21 круг.
«Этот маршрут называли «карусель». Когда я только пришел, время очень быстро пролетало. Сейчас – не так. Много автобусов стало, изменился трафик. И в 2017 году «карусель» продлили – это уже не карусель, это уже более интересный маршрут, там больше людей. Это Двойка 2.0», - рассказывает Пётр.
Троллейбус с увеличенным автономным ходом Петра ездит по спальному району, где мало достопримечательностей, но он проезжает Долгое озеро – там поставили новую сцену и на Новый год запускают салюты: «Я частенько работаю в новогоднюю ночь. Ты проезжаешь где-то часов в 11, никого нет, тишина, ни человека, ближе к 12 – вообще никого. Ты едешь один с кондуктором, везде свет горит в окнах. А потом, когда начало первого – люди появляются, празднуют. Но вот этот момент, когда никого нет – это прикольно. Но это кому как: кто-то любит в Новый год работать, кто-то – нет».
«У меня есть любимое время – это вечер, когда трафик проходит, наступает такая пустота, что ты даже можешь немного расслабиться. Но машин много и людей. Новый район…».
Казанский собор - улица Костюшко
«Скажу честно, сижу за рулем и кайфую. Никто не верит, но мне в кайф. Все приятно, все хорошо. Мечта детства», - говорит Леонид Фролов.
17 маршрут, по которому Леонид ездит 16 лет (и до, и после реновации линии) — один из самых длинных «автономных» маршрутов девятки. 60 остановок, 27 километров, 9 станций метро и огромное количество достопримечательностей по пути: Московские триумфальные ворота, Троицкий собор, Адмиралтейство и многое другое.
Как раз поэтому центр — любимое место Леонида:
«На этом маршруте прям разнообразие: и центр, где есть пробочки и всякая движуха, и Новоизмайловский, где можно свободно и спокойно ездить».
История маршрута интересна не меньше, чем его протяженность. Троллейбус по пути от Советского переулка до Московской площади был запущен в 1963 году. С тех самых пор маршрут менялся не очень значительно, пока в 2018 году трассу не оптимизировали благодаря внедрению троллейбусов с автономным ходом.
«Поначалу многие не понимали, что за диковинку пустили вместо традиционных «рогатых» по Гороховой улице. Троллейбус сейчас стал намного манёвреннее, благодаря автономному ходу, который позволяет объезжать препятствия и дает возможность прокладывать маршрут в новые спальные районы города».
Станция "Ручьи" - площадь Климова
Юрий Корчагин считает, что водитель троллейбуса – это самая сложная профессия наземного транспорта, ведь у них сразу две дороги: проезжая часть и контактная сеть. Юрий уверен: «С появлением ТУАХ профессия стала еще интереснее, ведь теперь часть пути можно двигаться как автобусы, без проводов».
18 маршрут в своём старом варианте пролегал от железнодорожной станции Ручьи до Таллинской улицы. Потом благодаря возможностям инновационных троллейбусов маршрут продлили до площади Академика Климова.
В основном Юрий работает вечерами, но есть самый первый наряд – в 4.25, а самый поздний – в 01.40: «Ночью людей гораздо меньше, но в выходные дни или в белые ночи также люди ездят. Не каждый любит ездить под землёй, в метро. Многим нравится наземный транспорт».
Пассажиры Юрия чаще всего одни и те же: студенты и пожилые люди. Бывает, бабушки по осени угощают «дарами с дачи». Юрий считает, что благодаря новым моделям троллейбусов увеличился поток пассажиров: теперь ТУАХ обслуживает и железнодорожную станцию, привязанную к метро – это создает уникальность маршрута.
Река Оккервиль - Боткинская улица
По мнению Михаила Хаперского, основная достопримечательность маршрута №43 – это Финляндский вокзал: «Выворачиваешь со стороны вокзала: там фонтаны, площадь и речка. Аж выйти хочется, но, к сожалению, нельзя».
Когда Михаил поворачивает с Кондратьевского, появляется Полюстровский парк – там огромная парковая зона и красота – особенно летом.
Работа зачастую поднимает настроение: если на остановке пассажир улыбается - это может задать темп работы на весь оставшийся день.
Например, у Михаила в троллейбусе часто ездит мама с мальчиком: «Они садятся у метро Проспект Большевиков, а выходят на Ударников. И, когда они выходят, мальчик постоянно мне ручкой машет. Я сижу улыбаюсь и мне, честно говоря, фиолетово, кто там сзади меня подъехал, сигналит он, не сигналит: у меня тут мелкий рукой машет».
Троллейбусный парк №1 - Балтийский бульвар
История маршрута №32 берет свое начало в 1970 году. Позже его много раз меняли, исходя из потребностей жителей города и в связи с постройкой новых районов. В 2019 году запустили современную версию трассы маршрута, на который вышли троллейбусы с увеличенным автономным ходом.
«Уникальность моего маршрута я вижу в том, что я не только перевожу людей, но и наслаждаюсь видами берегов Финского залива. Это очень приятно», - говорит Андрей Аралкин.
Андрей считает, что маршрут №32 является социально-важным, поскольку ТУАХ проезжает большое количество социальных объектов - школы, детские сады: «Это так называемая артерия, которая связывает метро с отдаленными районами города».
Самый интересный случай, произошедший на работе, Андрей вспомнить не смог. У него каждый день интересный: «Работа – это быть целый день в движении. Каждый день ты наблюдаешь что-то интересное. Люди нас ждут. Люди знают, что именно мы обеспечиваем безопасность и быструю перевозку».
Малая Балканская улица - станция метро "Московская"
47 маршрут довольно старый: впервые появился в 1978 году, а в 2020 году троллейбусы заменили на ТУАХи. Любимая достопримечательность Алёны Силинской по ходу маршрута – Московская площадь, где «в тёплое время года очень красивые фонтаны, а зимой развешивают всякие звёздочки и другие новогодние декорации».
Девушка заметила, что пассажиры троллейбуса часто одни и те же. Утром родители и дети едут в учебные заведения, на работу, и также вечером возвращаются обратно. «Многие пассажиры знают меня: они машут и улыбаются, здороваются – это, конечно, очень приятно».
Алёна – молодая девушка за рулем, поэтому пассажиры часто уделяют ей повышенное внимание. «Часто про меня говорят: “ой, маленькая девочка, ребёнок за рулём!” Пешеходы показывают пальцем, фотографируют. Очень часто спрашивают о возрасте». Люди дарят девушке подарки, делают комплименты.
Троллейбусный парк № 1 – ж/д станция "Сергиево"
Антон Курбеко с самого детства мечтал связать свою жизнь с общественным транспортом, у него даже была книжка про метро и работать хотел пойти в метро, но сложилось все иначе. Однажды он ехал на трамвае и увидел объявление о поиске сотрудников в Горэлектротранс, позвонил, узнал и вот уже 12 лет работает водителем троллейбуса.
Сначала Антон управлял троллейбусами старых моделей, но 16 ноября 2020 года на маршруте №46 появились ТУАХи. Антон любит обилие парков на своем маршруте, а также проспекты Буденного и Ветеранов в часы рассвета и заката. По его словам, небо в эти моменты просто потрясающее.
Но какой же троллейбус без людей? Антон вспоминает случай на работе, когда только-только были запущены ТУАХи: «Мы работаем на маршруте с увеличенным автономным ходом и дети иногда удивляются тому, как троллейбус едет без подсоединения к контактной сети. Я останавливаюсь, отпускаю штанги и там ребенок на остановке: "А, мам, палки-то, палки-то упали". Мы через какое-то время начинаем ехать, а он продолжает: "А как мы едем, мам?". Такое прям искреннее удивление, полсалона в улыбках».
Совместный спецпроект Пресс-службы Горэлектротранса
и медиакома Питерской Вышки | НИУ ВШЭ
Подготовили: Маргарита Ткаченко, Юлия Слепцова, Екатерина Карабанова,
Алена Стацевич, Мария Ковальковская