День открытых дверей в Учебно-курсовом комбинате

04 февраля 2020 СМИ
4 февраля 2020 | Телеканал "Санкт-Петербург"

Как стать водителем трамвая (программа «Время суток»)

 

 

Как стать водителем трамвая? Сегодня познакомиться с этой профессией может каждый желающий. В учебно-курсовом комбинате «Горэлектротранса» проходит день открытых дверей. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Семина попробовала стать вагоновожатой.

 

Ссылка на публикацию
Телеканал "Санкт-Петербург"

 


 

4 февраля 2020 | Телеканал "Санкт-Петербург"

От тренажеров к реальной технике. «Горэлектротранс» провел день открытых дверей

 

 

В прошлом году комбинат выпустил 282 водителя трамваев и троллейбусов. Направление набирает популярность.

 

Все как в жизни, благо негативные последствия можно устранить легким нажатием нужной кнопки. «Горэлектротранс» провел день открытых дверей, а заодно доказал потенциальным соискателям на должность водителя, что управлять трамваем или троллейбусом не так просто, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, эти трудности только подстегнули желающих трудоустроится. С подробностями корреспондент  телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов. 

 

В аудитории мест свободных нет. Среди соискателей те, кто скоро будут перевозить жителей Северной столицы на электрическом транспорте, на троллейбусах и трамваях. В каждую группу набирают по 30 человек. 

 

А это, пожалуй, самая зрелищная часть обучения, но только для наблюдателей. Внутри, в кабине, совсем непросто.

 

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ, корреспондент:
«Обучение на комбинате длится примерно полгода: теория, практика, экзамены. Прежде, чем перевозить людей, то есть выйти на линию —чуть ли не все ситуации отрабатывают на тренажерах. Неподготовленным сюда нельзя, ведь возможны самые непредсказуемые сценарии. Да чего уж там, мне без занятий за партой, даже с места сложно сдвинуться».

 

В помещении два тренажера на динамических подушках. Один воссоздает транспорт, что бежит по рельсам, другой цепляется штангами за провода. Сесть за руль троллейбуса Родион Сарамбаев мечтал давно. Раньше он перевозил грузы на дальние расстояния, теперь говорит, хочет больше пользы людям приносить. Для него теория уже позади.

 

РОДИОН САРАМБАЕВ, Студент учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Помимо, конечно же, самих правил дорожного движения, мы изучаем устройство троллейбуса со всех сторон: механическая часть, пневматическое оборудование. Ну, и, конечно же, электрооборудование».

 

И тут действительно, все как в жизни. Благо последствия устранить можно в один клик. Студент комбината двигался по Московскому проспекту в депо. Не доехал. Дорогая иномарка ударила в бок.

 

ЕВГЕНИЙ ДОБРОЗИЙ, инженер-программист учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Ситуации любые можно создавать вплоть до отключения каких-то элементов, плюс создание каких-то условий, например, подкинуть машину или пешехода, оборвать контактную сеть».

 

В прошлом году комбинат выпустил 282 водителя трамваев и троллейбусов. И тут говорят, что направление набирает популярность. Правда, самый романтичный вид общественного транспорта в последнее время привлекает все больше мужчин. В среднем 20 процентов от выпускников — это женщины.

 

ВИКТОРИЯ ТОЛСТИКОВА, директор учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«У нас очень сложный профессиональный отбор: обеседование в парках, психологическое тестирование. То, что некоторые приходят и говорят, я водитель с категорией В или С с огромным стажем. Но это другой вид транспорта, это электрический вид транспорта, и отличия разительные».

 

Разительные отличия кандидатам еще предстоит узнать. В Петербурге электрический общественный транспорт сейчас пользуется все большим спросом. Если хотя бы учесть тот факт, что пассажиропоток только за год увеличился на пять с половиной миллионов .

 

Ссылка на публикацию
Телеканал "Санкт-Петербург"

 


 

4 февраля 2020 | "Невские Новости"

Корреспондент учится безопасному вождению трамвая

 

 

Учебно-курсовой комбинат Горэлектротранса провел день открытых дверей.

 

Видео: Невские новости
Ссылка на публикацию
"Невские Новости"

 


 

4 февраля 2020 | "Невские Новости"

Учебно-курсовой комбинат «Горэлектротранса» провел день открытых дверей

 

День открытых дверей прошел на учебно-курсовом комбинате «Горэлектротранса». Мы посетили это мероприятие и пообщались с будущими водителями петербургских троллейбусов и трамваев, а также их наставниками, которые посвятили свою жизнь этой профессии.

 

 

Благодаря развитию транспортной сети Петербурга престиж и популярность профессий водителя трамвая и троллейбуса растут с каждым годом. На предприятиях, связанных с работой электротранспорта в Петербурге, трудятся почти 12 тыс. специалистов. Более 3 200 — водители. В прошлом, 2019, году учебно-курсовой комбинат подготовил 319 специалистов. Этот показатель планируют увеличить более чем в полтора раза. К концу 2020 года планируется выпустить 510 водителей. Большинство учеников — мужчины. Средний возраст студента предприятия — около 30 лет.

 

Учебный комбинат работает уже сотню лет. По инициативе Петроградского совета депутатов и трудящихся в 1920 году была организована школа подготовки вагоновожатых и кондукторов. За свою вековую историю учреждение подготовило 25 тыс. водителей.

 

 

«У нас две программы обучения. Мы готовим водителей трамвая и троллейбуса. Группы набираем каждый месяц. Пока в городе водителей хватает. Но транспорта становится больше, поэтому профессия остается весьма востребованной. У нас сложный профессиональный отбор. Он включает в себя обычное собеседование, разговор с психологом и медицинское освидетельствование. Желающий получить специальность должен понимать, что будет управлять общественным транспортом. Кандидатам нужно знать основы электрики. После теоретической части ученики занимаются на тренажерах, потом проходят практику», — поделилась директор учебного комбината Виктория Толстикова.

 

Помимо компьютеров и различных обучающих макетов учебный комбинат располагает двумя симуляторами. Один представляет из себя кабину трамвая. Второй обучает управлению троллейбусом. Карта создана на основе маршрутов общественного транспорта Московского района. Симуляторы позволяют ученикам отрабатывать не только навыки управления, но и всевозможные внештатные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.

 

 

«Самая распространенная проблема, с которой сталкиваешься практически каждый день, — это зазевавшиеся пассажиры, которые выпрыгивают из салона за секунду до закрытия дверей. Водитель должен следить, чтобы никого не прищемило. Это его полная ответственность. Работа психологически сложная. Но мы должны уметь абстрагироваться, снимать нервное напряжение после смены. Помогают домашние дела и общение с близкими: прогулка с собакой, помощь детям с уроками», — рассказала водитель трамвая, мастер производственного обучения Мария Евтушенко.

 

 

День открытых дверей посетили около 40 человек. В программу мероприятия вошла лекция и экскурсия по предприятию. Мы пообщались с теми, кто уже приступил к обучению, и спросили студентов, почему они выбрали именно эту специальность.

 

«Выбор профессии начинается с мечты. Со временем она становилась все сильнее. Хотелось сесть за руль троллейбуса. До этого я работал водителем. Мне было важно сохранить визуальную связь с дорогой. Для меня это образ жизни. Такой профессией можно гордиться. Когда управляешь общественном транспортом, трудишься на таком большом предприятии, то ощущаешь сопричастность к жизни нашего города. Отличаются ли принципы вождения троллейбуса от особенностей управления автобусом? Конечно. Троллейбус приводят в движение другие природные силы, если можно так выразиться. Это совсем иные ощущения», — поделился ученик комбината Родион Сарамбаев.

 

 

«Я очень люблю технику. Как и Родион, тоже работал водителем: на легковом и грузовом транспорте. Потом решил выбрать трамвай. Захотелось попробовать что-то новое. Это очень ответственная работа. Она требует высокой концентрации внимания. Нужно постоянно следить за дорогой. Ведь с рельсов никуда не уйдешь», — отметил ученик предприятия Николай Муравьев.

 

 

Добавим, что электротранспорт Петербурга продолжает активно развиваться. В прошлом году зарубежные эксперты назвали наш город троллейбусной столицей Европы. Этот почетный титул Петербургу присвоили на заседании Международного союза общественного транспорта.

 

 

Особая гордость Северной столицы — это электробусы с динамической зарядкой или, как их еще называют, троллейбусы с увеличенным автономным ходом. В 2019 году такие машины перевезли 22 млн пассажиров, увеличив прошлый показатель на 50 процентов. Благодаря этой технологии городу удалось продлить или соединить троллейбусные маршруты без прокладки дополнительных контактных сетей.

 

Автор: Никита Нестеров
Ссылка на публикацию
"Невские Новости"

 

 


 

10 февраля 2020 | "Вечерний Санкт-Петербург"

Водить электротранспорт непросто, но престижно

 

Сейчас рынок труда Петербурга довольно велик, но какая из профессий обеспечит достаток, соцпакет, словом – стабильность? Один из вариантов – влиться в ряды сотрудников «Горэлектротранса», а именно стать водителем трамвая или троллейбуса. Помимо того что это предприятие – один из крупнейших работодателей нашего города, оно не только трудоустраивает, но и дает профессию.

 

Отметим, что результаты учебного года демонстрируют значительный рост популярности профессии водителя электротранспорта: в минувшем году ее освоили 282 человека, что на 57 больше, чем годом ранее. Притом профессия эта востребованная: количество маршрутов растет, обновляется подвижной состав. На высоте и престиж – красивые машины, форма.

 

Корреспондент «Вечернего Санкт-Петербурга» сел на место водителя трамвая.

 

Почти трамвай

 

Нога на педали безопасности, рука на контроллере. Трамвай, тихо гудя, подается вперед – пытаюсь тронуть мягко, но не хватает опыта. Входим в кривую близ «Волковской». Откуда ни возьмись – на рельсы, прямо под колеса – автомобиль. Дергаю ручку – слишком резко. Ко мне подходит, качая головой, Евгений Доброзий, инженер-программист первой категории, – именно он «подослал» на пути нежданного нарушителя.

 

Уточню: катаюсь я на тренажере, досконально воспроизводящем кабину трамвая. Ощущения приближены к «боевым»: кабина реализована на подвижной платформе с тремя степенями свободы – двигается вперед-назад, приподнимается; словом, все довольно похоже на правду. Плюс моделируется любая дорожная обстановка, любые погодные условия. Рядом – такая же, только троллейбусная. Оба тренажера способны имитировать любой подвижной состав, даже последних поколений: пара настроек – и вы уже едете в троллейбусе с увеличенным автономным ходом и можете отработать все нюансы постановки под контактную сеть. Однако это удовольствие уже для бывалых водителей, молодых учат чувствовать «дорогу над головой». Насколько вы можете понять, учиться интересно.

 

Как начать

 

Начинается все довольно просто: желающие должны обратиться в ближайший к месту жительства профильный парк. Уже из парков будущие ученики направятся в Учебно-курсовой комбинат, где проходят собеседование и тестирование на универсальном психодиагностическом комплексе, затем – обязательное медицинское и психиатрическое освидетельствование.

 

– Здесь крайне важна выносливость, психологическая устойчивость, отсутствие монотонии (функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы. – Прим. авт.). Только после этого идет зачисление в учебную группу, – рассказывает Виктория Толстикова, директор Учебно-курсового комбината (УКК) «Горэлектротранса». – Обучение очень интенсивное, 3,5 месяца – теория, затем учебная практика, затем практика с пассажирами. В целом 5,5 месяца усердной работы, множество экзаменов. На выходе, после изучения подчас самых простых машин, присваивается самая низкая категория.

 

Поехали!

 

Надежда на то, что выпускнику УКК с ходу доверят сверкающий «Витязь-М» на маршруте № 60, тает на глазах, особенно когда Виктория Павловна, качая головой, подчеркивает: «Все начинают с простого!»

 

– Водитель всю свою профессиональную жизнь учится: в УКК он получает базовые знания и выходит, зная лишь один маршрут и одно транспортное средство, – поясняет директор. – Только потом начинается профессионально-карьерный рост: под руководством водителей-наставников, начальников маршрутов начинающий водитель постепенно изучает все маршруты своего парка, весь подвижной состав. После этого постепенно начинает принимать участие в конкурсах профмастерства и таким образом приближается к повышению квалификации.

 

На самом деле электротранспорт нашего города – это целый мир, в котором водитель должен ориентироваться с закрытыми глазами: знать назубок характеристики своего ТС, все регламентные осмотры, какая бригада ремонтных рабочих сегодня осматривает его машину, быть знакомым со всеми чуть ли не по­именно.

 

«Все мы разные»

 

Родион Сарамбаев всю жизнь водил многотоннажные грузовики: ему 44 года, за плечами огромный водительский стаж. Сейчас он с улыбкой садится за руль троллейбусного тренажера, под колеса стелется виртуальный Московский проспект. Перемену профессии объясняет просто: давно хотел водить «тот самый ленинградский троллейбус».

 

– Была мечта. В жизни сейчас так обстоятельства сложились, что «загорелся зеленый» – и я здесь, – улыбается студент. – Конечно, привлекает и соцпакет, и гарантии. Но все же мне нравится быть частью чего-то большего. Представляю себе: солнечное утро, высокое остекление кабины – и я везу пассажиров.

 

В планах Родиона – связать всю свою жизнь с троллейбусом и, получив высшую категорию, стать инструктором.

 

Николай Муравьев совсем недавно вернулся из армии. Будучи увлеченным техникой, решил: а почему бы и нет? Он уже обучается два месяца, все ждет, когда же руки доберутся до «живого» подвижного состава: управление ему нравится куда больше, нежели зубрежка правил.

 

– Много инструкций, все это необходимо выучить, требуется неукоснительно им следовать. Но иначе нельзя, это безопасность пассажиров, – серьезно заявляет Николай. – Профессию я менять не намерен: здесь открываются большие перспективы.

 

Автор: Алексей Блахнов
Фото: Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ
Ссылка на публикацию
Вечерний Санкт-Петербург