«По улицам Слона водили...»

04 апреля 2019 СМИ
04 апреля 2019 | Телеканал «Санкт-Петербург»

В День витамина С петербуржцев катают по городу на «Слоне»

 

 

Прокатиться на легендарном трамвае ЛМ-49, отгадать загадку и получить в награду полезное угощение может любой желающий.

 

Сегодня в Петербурге отмечают День витамина С. Горожане катаются на трамвае «Слон», отгадывают загадки от артистов театра «Мимигранты» и получают за правильные ответы вкусные призы – апельсины. 

 

Акция проходит не первый год, но впервые в рейс вышел легендарный трамвай ЛМ-49. В этом году массивный транспорт светло-бежевого цвета празднует 70-летний юбилей. Обычная вместимость вагона «Слона» составляет 200 пассажиров. Сейчас в «витаминное путешествие» отправилось около 50 петербуржцев, поэтому в салоне можно разместиться с комфортом. 

 

Организаторы отмечают, что веселья в трамвае хватит на всех, а присоединиться к поездке может любой желающий. «Слон» ходит от Васильевского острова до центра города и обратно. 

 

Побывал на ярком празднике и «зарядился» витамином С корреспондент программы «Время суток» Алексей Смирнов.

 

Ссылка на публикацию

Телеканал "Санкт-Петербург"

 


 
05 апреля 2019 | Газета «Вечерний Санкт-Петербург»

Прогулка со «Слоном»

 

Трамваю ЛМ-49 исполняется 70 лет

 

Яркий весенний день, солнцем заливает коричневый салон трамвая. Крашенные чем-то вроде морилки деревянные панели, матово поблескивая, создают ощущение уюта, сидеть на пухлом пружинном кресле довольно удобно. Но тут начинает громогласно молотить компрессор, нагнетая воздух в систему, и понимаешь, что ретро – вещь суровая.

 

Ход вагона довольно жесткий, звукоизоляции нет: все стыки рельсов, неровности и так далее отдаются грохотом в салоне. Похоже, несладко приходится и водителю: контроллеры тугие, приходится прикладывать усилие, чтобы переключить режим. Но знаете, когда лобастый трамвай, прозванный «Слоном» за форму кабины и цвет окраски – «слоновая кость», звеня и покачиваясь, неспешно катится через Тучков мост, то мир вокруг кажется необыкновенным: если мысленно стереть современные автомобили из транспортного потока, то погружение в прошлое может стать довольно полным.

 

Вагоны ЛМ-49 и ЛП-49, построенные в 1949 году, что следует из их индекса, были на самом деле большим прогрессом по сравнению со всеми предыдущими типами подвижного состава, имевшими серьезные недостатки: те либо были деревянной конструкции, либо имели очень большой вес.

 

– Эти вагоны стали первыми, получившими полностью клепаный кузов и облегченную конструкцию. Также здесь впервые применили буксы качения вместо устаревших букс скольжения. Может, слова многим и непонятные, но это был прогресс: удалось экономить электричество, так как сопротивления движению стало куда меньше, – рассказывает Кирилл Нюквист, директор Музея электрического транспорта Санкт-Петербурга. – Также вагон получил новые быстроходные двигатели, полностью независимые в своей подвеске. Это очень важно, ведь до этого двигатель частично висел на оси и ловил все удары о стыки и неровности пути, что через какое-то время приводило к поломке.

 

 

В послевоенный период новые вагоны поступили в шесть парков. Сперва они выпускались в одиночном исполнении, но город рос, появлялись новостройки, пассажиров стало больше, и в дополнение несколько раз выпускали серии прицепных вагонов (ЛП-49).

 

– Веселый Поселок, Гражданка, Сосновая Поляна – кто жил там в 1960 – 1970-е, наверняка прекрасно помнит эти вагоны, – улыбается Кирилл Антонович. – Их было много!

 

Однако в 1983 году последний ЛМ-49 покинул линию: «Слону» на смену пришли более современные вагоны. Правда, еще целых два года можно было наблюдать, как не полностью исчерпавшие свой ресурс прицепные
ЛП-49 катались в составе с более современным моторным вагоном. Между тем все-таки не все «Слоны» ушли на прикол и были демонтированы, некоторые использовались в качестве техничек. Именно так уцелел и наш поезд: с 1984 по 1997 год он использовался для путевой техники, а после списания был реконструирован в исходный, пассажирский вид. Конечно, вагон был весьма «утомлен жизнью» – ему потребовался заводской ремонт, который и провели на Петербургском трамвайно-механическом заводе. После завершения работ «Слон» отправился в музей.

 

– Если прицепной вагон сделали довольно быстро, то с моторным пришлось поработать, многие узлы и агрегаты требовали внимания. Часть элементов, например деревянную обшивку салона, пришлось частично изготовить заново, но мастера пытались сохранить максимум родных деталей, – отмечает Кирилл Антонович. 

 

Несомненно, запчасти для такой техники сейчас редкость.

 

– Они просто уникальны: взять хотя бы колодки, которые давят на поверхность катания колеса, двигатели – тем более! – подчеркивает директор музея. – Помогает лишь то, что эти вагоны довольно просты в своем устройстве.

 

Но даже несмотря на это, «Слон», как и весь подвижной состав музея, пребывает в добром здравии, проходит полное техническое обслуживание. Осмотр по техническому регламенту показал, что тормоза, двери, ходовая часть – все в порядке, можно выходить на маршрут.

 

Текст Алексей Блахнов

Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

Ссылка на публикацию

Газета «Вечерний Санкт-Петербург»

 


 

08 апреля 2019 | "Санкт-Петербургские ведомости"

«Слон» вышел на рельсы. Вагон ЛМ-49 празднует юбилей

 

«Дедушка» петербургских трамваев, вагон ЛМ-49, редко покидает ворота Музея городского электрического транспорта на Васильевском острове. Как-никак ветерану подвижного состава «Горэлектротранса» исполнилось нынче 70 лет, а для любой техники, какой бы запас прочности она ни имела, это возраст глубоко «пенсионный».

 

 

На заслуженный отдых «сорок девятая» модель вышла давно. Но старые ленинградцы, стоит ей появиться на ретропараде или встать на рельсы по случаю своей круглой даты, узнают этот вагон и с улыбкой провожают, как давнего приятеля. Еще бы не узнать - внешность у трамвая, спроектированного в 1949 году, примечательная: массивный корпус, округлый выпуклый «лоб».

 

Недаром этот вагон горожане называли «Слоном» - он был вместительнее предшественников. Мог взять на борт до ста пассажиров, а если учесть, что такие трамваи ходили парами, то есть были двухвагонными, и вдвое больше. Когда трамвайные линии потянулись к окраинам Ленинграда, где выросли новые микрорайоны, а станций метро не было и в помине, просторные вагоны очень даже пригодились...

 

Сотрудники музея рассказывают об этом, знакомя посетителей с биографией модели ЛМ-49, которую Ленинградский вагоноремонтный завод выпускал до начала шестидесятых годов минувшего века. Но некоторым выпадает случай прокатиться на «Слоне» по улицам города. Вот и на днях, взбодрившись после зимней спячки, трамвай-ветеран отправился по 26-му маршруту, приняв участие в ретроакции.

 

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6416) от 08.04.2019 под заголовком « «Слон» вышел на рельсы».

 

Фото Александра Дроздова
Текст Виктор Юшковский
Ссылка на публикацию
"Санкт-Петербургские ведомости"