Горэлектротранс совместно с филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» реализуют проект по созданию действующего макета трамвая на водородных топливных элементах. Строительство испытательной платформы для водородных топливных элементов на базе трамвая началось в производственном депо Трамвайного парка №1. Таким образом, реализация проекта, задуманного в 2016 году на форуме «SmartTRANSPORT», выходит на финишную прямую. В сентябре действующий макет трамвая, оснащённый новой системой генерации электроэнергии, должен пройти ходовые испытания на петербургских маршрутах.
Работы выполняются в рамках соглашения, подписанного в феврале 2019 года. В июне идею проекта испытательной платформы для водородных топливных элементов на базе трамвая ЛМ-68М поддержал временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, которому представили перспективы водородной энергетики в рамках выставки инновационных технологий ведущих предприятий и отраслевых институтов Петербурга на региональной инновационной площадке ОЖД.
Главная задача, которую ставят перед собой разработчики из Горэлектротранса и «ЦНИИ СЭТ», - показать целесообразность и перспективность применения на городском электротранспорте, включая электробусы, энергоустановок на водородных топливных элементах.
В основу проекта заложены собственные инженерно-конструкторские разработки петербургских инженеров. В качестве платформы взят хорошо знакомый вагон модели ЛМ-68М, который будет оснащен действующим макетным образцом не имеющей аналогов в России энергоустановки на топливных элементах.
Главная отличительная особенность – трамвай будет ездить без использования токоприёмника, то есть независимо от контактной сети. Выработку электроэнергии будет осуществлять электро-химический генератор (ЭХГ) с использованием водорода, необходимый запас которого хранится в баллонах на борту макета, и окружающего воздуха.
Применение энергоустановок подобного типа на трамваях и троллейбусах позволит отказаться от строительства дорогостоящей контактной сети и тяговых подстанций. При этом надежность и безопасность, экологическая (при реакции водорода и кислорода генерируется электроэнергия, а также выделяется тепло и дистиллированная вода) и энергоресурсосберегающая (высокий КПД, до 60%) составляющие эксплуатационных характеристик электротранспорта будут обеспечены на самом высоком уровне.
Привлекательность энергоустановок на водородных топливных элементах (ЭУТЭ), по сравнению с литий-ионными аккумуляторными батареями (ЛИАБ), состоит в том, что заправка ЭУТЭ водородом может быть обеспечена в течение 3-5 минут, в то время как зарядка ЛИАБ требует более продолжительного времени.
В конце августа – начале сентября сентябре должны пройти демонстрационные испытания действующего макета трамвая – «Трамвай ЭУТЭ». В случае успешного завершения испытаний, планируется перейти к более масштабному проекту по созданию опытного образца «Трамвая ЭУТЭ», предназначенного для серийного строительства и использования его в составе штатного подвижного состава, а также по созданию опытного образца заправочной станции ЭУТЭ водородом.