Петербургский Горэлектротранс 22 и 23 апреля проводит научно-практическую конференцию «Технический музей: традиции и инновации». Деловая встреча организована в интерьерах старинного трамвайного депо на Васильевском острове в окружении уникальных экспонатов из коллекции Музея городского электрического транспорта. Так что разговор о настоящем и будущем технических музеев складывается живой и наглядный. Участие в конференции принимают представители Горэлектротранса и петербургского музейного сообщества, а также специалисты из Москвы, Екатеринбурга и Переславля.
Фоторепортаж:
Идея создать Музей городского электрического транспорта родилась, можно сказать, с самого начала развития трамвайного движения в Петербурге. Это связано с важной ролью общественного транспорта в развитии города, а также со стремительным развитием техники и как следствие регулярным выводом из эксплуатации большого количества любопытных образцов и моделей. Но если раньше речь шла в большей степени о сохранении наследия петербургских транспортников и инженеров, то сегодня отраслевые технические музеи - и это видно на примере Музея ГЭТ - становятся ещё и агентами будущего.
Цифровая эпоха и прогнозируемый переход на полностью автоматизированное цифровое производство требуют от технических музеев новых компетенций и подходов к работе, в том числе, с точки зрения подготовки кадров для решения будущих производственных задач. Новое поколение, чья трудовая жизнь придется на период четвертой промышленной революции, помимо навыков быстрой адаптации и анализа большого объема данных должно владеть достаточной базой технических знаний, которые отраслевыми музеями закладываются уже с дошкольного возраста. Открывая конференцию первый заместитель директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Ольга Лаврентьева сделала акцент на современной роли технических музеев в привлечении нового поколения к технологическому процессу предприятий. Она также задала вектор обсуждения существующих проблем технических музеев, которые наряду с сохранением аутентичности конструкций и материалов машин, механизмов, транспортных средств прошлого века должны также соответствовать требованиям безопасной эксплуатации сегодняшнего дня.
Таких кейсов для технических музеев в ходе конференции докладчики привели немало. Интерактивность, подлинность и разнообразие экспонатов и коллекций технических музеев при реставрации, восстановлении и экспонировании становится источником сложных и каждый раз уникальных задач на стыке различных областей деятельности. Об этом свидетельствует тематическое разнообразие выступлений, среди которых, в частности, доклад доктора философских наук, профессора кафедры музеологии и культурного наследия СПбГИК Андрея Мухина «Кинематика как свойство музейного предмета», исполнительного директора Лаборатории градопланирования им. М.Л.Петровича Александра Баранова «Музеи городского общественного пассажирского транспорта как инструмент изменения городской мобильности», заместителя директора Музея городского электрического транспорта Павла Ялышева «Роль и проблемы функционирования музеев городского общественного транспорта в России».
Спикерами конференции в первый день также выступили руководители и специалисты московского «Политехнического музея», музея «Московский транспорт» (ГУП «Мосгортранс»), проекта «Автобусный парк №1» (СПб ГУП «Пассажиравтотранс»), «Переславского железнодорожного музея», Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт», «Центрального военно-морского музея» (Петербург), Музея маячной службы (Кронштадт).
Деловая программа конференции продолжилась «Экскурсией по трамвайному Петербургу» на борту музейного вагона «Слон» (ЛМ-49), который в этом году празднует 70-летие. Свое прозвище послевоенный трамвай получил за внушительный внешний вид, характерную форму кабины и цвет слоновой кости в схеме окраски. Помимо впечатлений от поездки на ретротрамвае, участники конференции также подискутировали на тему корректной терминологии в случае экспонирования музейных предметов за пределами выставочного пространства.