Сегодня, 24 января в Президентской библиотеке были представлены воспоминания Бориса Лермана - ветерана войны и водителя троллейбуса ЯТБ-1 (эти модели были первыми на городских магистралях). Военная рукопись, переданная библиотеке по инициативе петербургского Горэлектротранса, стала частью выставки «Овеществлённая память – оборона и блокада Ленинграда в музейных экспозициях. К 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Кроме того, воспоминания Бориса Иосифовича вошли в электронный архив Президентской библиотеки и теперь доступны всем, кто интересуется историей нашей Родины.
Фоторепортаж:
На выставке в Президентской библиотеке представлены наиболее интересные музейные предметы и документы, характерные для собраний различных организаций и учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Достойное место в коллекции заняли личные воспоминания ветерана Горэлектротранса Бориса Лермана.
Борис Иосифович родился в 1925 году, и в его жизни уместились великие и трагические события XX века. Ремесленником он строил оборонительные укрепления под Ленинградом, умирал от голода и холода в осаждённом городе, ловил шпионов в составе патрулей у трампарка им. Володарского, трудился после эвакуации на оборонных заводах, а в 43-м году был призван в Красную армию. Освобождал концлагерь в Польше, штурмовал Зееловские высоты, брал Берлин и Имперскую канцелярию. Оставил надпись на стене Рейхстага, и даже, по его словам, оказался запечатлён на знаменитой картине известного баталиста П.А. Кривоногова «Капитуляция немецких войск в Берлине 2 мая 1945 г.». Это и многое другое Борис Иосифович отразил в своих воспоминаниях, которые примечательны высокой точностью и детальностью описываемых событий.
В свои 93 года Борис Иосифович Лерман ведёт активную жизнь – принимает участие в памятных мероприятиях Горэлектротранса, участвует в городских патриотических акциях, встречается с молодёжью. Торжественную церемонию в Президентской библиотеке он тоже посетил лично, поздравил собравшихся блокадников и ветеранов, а также побывал на экскурсии по историческому зданию Сената и Синода.
Борис Лерман награждён орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны, боевыми медалями «За освобождение Белоруссии», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» (всего более 20 медалей), памятным знаком ветерана 1-й гвардейской Краснознамённой танковой армии, нагрудным знаком ветерана 11-го гвардейского танкового Прикарпатско-Берлинского Краснознамённого и ордена Суворова корпуса.
Из воспоминаний Бориса Иосифовича Лермана
Начало войны
Шли счастливые дни учёбы, как классные по теории, так и производственные в цехах завода, где нас обучали токарному и слесарному делу, а в мае-июне уже начали осваивать оптические приборы для танков и пушек. И вот грянул гром среди ясного неба. 22 июня, воскресенье, мы сидели в столовой и обедали. Обед был очень вкусный, надо сказать, кормили в ремесленном училище очень хорошо. Как обычно, смеялись, кидались хлебом на соседние столы и пр. В это время пришёл с опозданием на обед ремесленников Толя и сообщил, что началась война. Я не сразу сообразил, что за война, откуда война, какая война. Через час пришёл старший мастер и все разъяснил. И когда вечером пришёл домой, три брата и сестра Люба были уже на пересыльном пункте. После посещения по повестке военкомата их только на один час отпустили домой на сборы. Старший брат Борис был направлен в десантные войска, Семён и Ефим в пехоту, а Люба - медсестрой в госпиталь.
О работах на Лужском оборонительном рубеже
Нам отмерили участок, и мы также начали рыть противотанковые рвы. Работа была очень тяжёлая. Лопаты были выше нашего роста и стояли мы босиком в размокшей после дождя глине, и никто не жаловался на тяжесть. Перерыв на обед, и снова за работу до вечера, после чего ужин из солдатской кухни, отбой и сон в сарае на сеновале, а утром опять лопаты в руки, и опять на «боевое задание» без скидок на рост и возраст. Фашистские самолёты летали так низко над нашими головами, что отчётливо было видно лицо лётчика, но почему-то не стреляли, а только разбрасывали листовки. На других участках давали пулемётные очереди и бомбили.
О блокадных буднях
Обстрелы и бомбёжки усиливаются, блокада 8-го сентября замкнулась, погоды ухудшаются с каждым днём, светомаскировка очень строгая. И в это время появляются в городе новые враги, засланные немцами или даже завербованные среди местных жителей-предателей - так называемые «ракетчики». Эти диверсанты знали, когда будут налёты в тёмное время или ночью, подходили к важным военным объектам, выпускали ракеты и убегали, дав ориентир фашистским лётчикам. Нам дали задание патрулировать завод «Большевик» и трампарк им. Володарского. Патрульная группа состояла из 4-5 ремесленников и одного милиционера, вооружённого наганом и немецкой винтовкой. И вот однажды во время патрулирования я увидел в кустарнике возле трамвайного парка подозрительного мужчину, и сразу закричал, позвав милиционера и остальных ребят. Все бросились на него, а милиционер с наганом в руке закричал: «Руки вверх!» Схватили его и увели в дежурную часть, а нас отпустили домой, и что было дальше, нам не сказали.
О штурме Берлина
Нам, автоматчикам, в этих боях пришлось идти впереди танков по тротуарам и вести огонь по подвалам и первым этажам, уничтожая фаустников (гроза для танков). А по верхним этажам били «Катюши» и артиллерия. Враг сражался ожесточённо и вёл непрерывный огонь по нашим частям, не хотел сдаваться. Однако мужество и отвага автоматчиков, танкистов, артиллеристов и всех других в этих тяжёлых боях на улицах Берлина, где кругом всё горело, дым и пламя, гул артиллерии, сокрушило сопротивление эсэсовцев. Город в эти дни был похож на извержение вулкана. Чёрно-серые тучи дыма и кирпичной красной пыли, горы железного лома и камня, звон битого стекла, рушатся стены домов, пылают языки пламени из домовых «скелетов», разрывы бомб и снарядов, плавится метал, но всё это не могло заставить дрогнуть наших воинов. Мы продолжали бой, продвигаясь вперёд от подъезда к подъезду, от дома к дому.
О Великой Победе
День 1-го мая 1945 г. наш 11-й гвардейский танковый корпус отметил последним боем по уничтожению врага в Берлинском зоопарке, а 2-го с раннего утра наступил самый долгожданный, радостный и счастливый день в моей жизни. На улицах и во дворах группы солдат и офицеров под гармошки и баяны поют и пляшут. Частушки всех жанров, и матные тоже. Стоял ясный, солнечный день. Не слышно ни единого выстрела, только некоторые дома догорают после первомайских бомбёжек и боёв. Я стоял на панели возле кучи сложенного разного вида оружия, а мимо шли немецкие солдаты и офицеры, вылезшие из подвалов с опущенными головами на сборные пункты, а на домах появились белые флаги или просто белые простыни. Весь Берлинский гарнизон капитулировал. Непередаваемое чувство радости охватило всех нас, чувство торжества, справедливости победы добра над злом и, конечно же, очень радостно, что остался живым.
В помещениях Блокадной подстанции представили выставку «Сквозь пелену времени»
Фронтовой трамвай приедет на «Улицу жизни»
Работники Горэлектротранса возложили цветы на Пискарёвском кладбище в память о подвиге своих коллег
«Для него трамвай всегда оставался главным делом жизни». Интервью с внучкой Михаила Сороки
Ветераны и блокадники проехали на трамвае по историческим местам