4 декабря исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Хрисанфовича Сороки — начальника Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома (ТТУЛ) в годы блокады и Великой Отечественной войны. Возглавив предприятие в 36 лет, он навечно вписал своё имя не только в историю электрического транспорта, но и всего города. Сорока был удостоен высоких государственных наград – ордена Красной звезды, ордена Ленина, медалей «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А самой народной наградой стало «звание», присвоенное Сороке благодарными ленинградцами – «командир блокадного трамвая».
Благодаря управленческим и личным усилиям Михаила Сороки, возглавлявшего предприятие в тяжелейших условиях военного времени, блокадный Ленинград не остался без транспорта: трамваи перевозили ленинградцев, работали на нужды фронта, участвовали в эвакуации ценностей Эрмитажа. Под руководством Сороки в кратчайшее время было восстановлено трамвайное движение, прекратившееся из-за перебоев с электричеством 8 декабря 1941 г. Грузовой трамвай вернулся на улицы Ленинграда 7 марта 1942 г., пассажирский — 15 апреля 1942 г. Именно с этим событием историки связывают начало восстановления города. По словам родственников Михаила Сороки, второй день рождения трамвая стал для него святым праздником – наравне с Днём Великой Победы.
Помимо организации повседневной работы предприятия, Михаил Сорока руководил разработкой уникальных инженерных решений, благодаря которым трамвай стабильно функционировал в военных условиях. В частности, была решена задача по ликвидации искрения при движении трамваев, демаскировавшего город, разработана новая конструкция системы охлаждения тяговых подстанций, которая не зависела от неисправного водопровода блокадного города.
Также Сорока принимал участие в решении таких особо важных государственных задач, как прокладка в Ленинград высоковольтного кабеля по дну Ладожского озера. Начальник ТТУЛ был одним из тех, кто нёс личную ответственность за выполнение этой задачи, успешная реализация которой 23 сентября 1942 г. позволила дать осаждённому городу ток Волховской ГЭС.
Михаил Сорока всемерно заботился о работниках ТТУЛ, благодаря чему в условиях блокады удалось сохранить работоспособный коллектив. Например, его усилиями в здании гостиницы «Октябрьская» в 1942 г. был развёрнут стационар для ослабевших сотрудников, а у кинотеатра «Молодёжный» была открыта столовая.
Еще один интересный факт из военной истории транспорта: собственная валяльная фабрика ТТУЛ обеспечивала нужды не только работников предприятия, но и фронта. В цехах трамвайных парков изготавливались термит, противотанковые ежи, холодное оружие, детали для мин.
Выйдя на заслуженный отдых, Михаил Хрисанфович не расставался с мыслями о ленинградском трамвае. Он поимённо помнил не только руководителей, но и простых трамвайщиков, монтёров, путейцев, рабочих — всех, кто своим трудом под артобстрелами и бомбёжками приближал Великую Победу. О многих из них он рассказал в своей книге «Фронтовой трамвай». Михаил Сорока вёл активную исследовательскую, архивную и литературную работу. Скончался «командир блокадного трамвая» в 1990-м году, так и не успев закончить свою последнюю статью. Спустя 17 лет после его смерти на проспекте Стачек, у Трамвайного парка № 8 появился памятник «Блокадному трамваю», о создании которого Сорока мечтал и добивался его открытия.
Похоронен Михаил Хрисанфович Сорока на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.