ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС: 80 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ У ПАССАЖИРОВ

21 октября 2016

Сегодня, несмотря на знаменательную дату, у «юбиляра» рабочий день. Любимый петербуржцами транспорт встречает праздник  на линии.  В наши дни даже трудно представить, что троллейбус – такой привычный и знакомый – некогда был новичком на ленинградских улицах. За 80 лет он стал не только одним из самых востребованных видов транспорта петербуржцев, но и подлинным украшением Северной столицы, приметой повседневной жизни города, неотъемлемым спутником его жителей. Развитие троллейбусного движения на протяжении 8-ми десятков лет вселяет уверенность в счастливой судьбе и добром будущем петербургского троллейбуса.

 

А знаете ли вы о троллейбусе, что….

 

Петербургский троллейбус в цифрах

 

21 октября 1936 года на маршрут от Красной площади (ныне площадь Александра Невского) до площади Труда вышел инновационный  транспорт – «безрельсовый трамвай», как ленинградцы поначалу называли троллейбус. Интерес к нему был огромен. Поток пассажиров в этот день с трудом поддавался регулировке: пассажиры выстраивались на остановках в длинные очереди.

 

«Контролёр в красной фуражке охотно даёт ответы на непрерывные и многочисленные вопросы… Пассажиры заполняют изящный, вместительный новенький троллейбус. Все восхищаются комфортабельным оборудованием нового вагона, его удобными мягкими сидениями», – писала «Ленинградская правда».

 

21 октября доходило до курьёзов. Желание ленинградцев познакомиться с новым транспортом было столь велико, что на конечной станции некоторые пассажиры отказывались выходить из нарядной свежепокрашенной голубой машины, чтобы насладиться её плавным бесшумным ходом и на обратном пути. «Но новые пассажиры горячо протестуют, и любителям троллейбуса приходится выходить», – описывает газета события 80-летней давности. По приблизительным подсчётам, в первый день троллейбусы перевезли по маршруту протяжённостью менее 6 км более 8 тысяч человек. К началу войны в Ленинграде действовало уже 5 троллейбусных линий общей протяжённостью почти 37 км. Этот вид транспорта быстро занял своё место в жизни горожан.

 

В Великую Отечественную войну троллейбусное движение в Ленинграде было приостановлено с  декабря 1941 года до 24 мая 1944-го. Символом веры, надежды и твёрдости духа в блокадном городе стал трамвай. Но и троллейбусу в планах городского руководства  и военного командования тоже отводилась важная роль. Интересно, что в блокаду троллейбус планировали пустить по льду Ладожского озера – для эвакуации ленинградцев и перевозки грузов. Однако толщина ладожского льда зимой 1942 года оказалась намного меньшей, нежели в 41-м, рисковать не стали. Кроме того,  началась подготовка операции «Искра» по прорыву блокады, которая в январе 1943 года принесла  городу долгожданную свободу.

 

В послевоенные годы троллейбусное хозяйство активно развивалось вместе с городом. Изменилось многое, совершенствовались формы организации движения. Ежедневный пассажиропоток по сравнению с началом движения вырос почти в 50 раз: сейчас петербургские троллейбусы перевозят в среднем порядка 400 тысяч пассажиров в день. Маршруты, а их теперь 46, подобно кровеносным сосудам поддерживают биение ритма жизни мегаполиса. На линии появляется инновационный подвижной состав, применяется автономный ход, совершенствуется контактная сеть, внедряются новые сервисы. Современный троллейбус многие сравнивают с компьютером, что также  справедливо благодаря современным технологиям.

 

Троллейбусные перевозки сегодня обеспечивают три троллейбусных парка, а также Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк. Водителей готовит для них Учебно-курсовой комбинат, выпускники которого многократно становились победителями и призёрами Всесоюзных и Всероссийских конкурсов профессионального мастерства.

 

Троллейбус проделал в своём развитии огромный путь. При этом неизменными остаются интерес и любовь к плавному, бесшумному и экологичному транспорту. О любви к троллейбусу красноречиво свидетельствует и то, что за 80 лет своей истории он часто служил источником вдохновения. Олицетворением молодости стал фильм Исидора Анненского «Первый троллейбус», без машины СВАРЗ-МТБЭС трудно представить себе легендарную картину «Берегись автомобиля». «Синий троллейбус» увековечил в своих строках Булат Окуджава. Полночный троллейбус – герой одноимённого произведения народного артиста Олега Погудина. Всего в 3 куплета маленького шедевра группы «Секрет» уместилась пронзительная история, развернувшаяся в салоне ленинградского троллейбуса. В песне Виктора Цоя на восток направляется именно троллейбус. Примеров таких - великое множество. 

 

Старинные троллейбусы разных моделей, которые становились героями экрана, музыкальных, художественных поэтических произведений, можно встретить и сейчас – в Музее городского электрического транспорта. Словно настоящая машина времени возвращает посетителей крупнейшего хранилища ретротехники в ленинградскую атмосферу ушедшей эпохи уникальный троллейбус ЯТБ-1. Обнаруженный в 1996 году на дачном участке под Зеленогорском и восстановленный реставраторами, сегодня это единственный сохранившийся в мире троллейбус такой модели. При этом машина находится на ходу и принимает участие в различных праздничных мероприятиях – причём не только в Петербурге, но даже отправляется в «командировки» в Москву.

 

Вместе со своими собратьями – музейными троллейбусами МТБ-82Д, ЗиУ-5 и ЗиУ-9 – ЯТБ-1 встретит 80-летие на Дворцовой площади, где 23 октября пройдёт общегородской праздник. В этот день  в 10.00 здесь откроется большая выставка троллейбусов – как старинных, так и современных. Сотрудники Музея городского электрического транспорта проведут для всех желающих экскурсии  и викторины. Перед гостями праздника выступит заслуженный деятель искусств России, композитор и певец Игорь Корнелюк. В финале торжества запланирован флешмоб, участники которого создадут на главной площади города большую цифру «80». В 15.00 с Дворцового проезда стартует ретропарад, который пройдёт по центральным улицам Петербурга.

 

Горэлектротранс приглашает на Дворцовую площадь всех, кто хочет поздравить свой любимый транспорт с юбилеем и встретиться с историей его развития, поприветствовать любимые старинные модели, уже занявшие место в музее, а также поблагодарить современных спутников городской жизни за ежедневную службу!

Предыдущая новость
Следующая новость