К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

05 мая 2015

Петербургский «Горэлектротранс» накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. Василий Алексеевич Попов возглавлял в военные годы трамвайный парк имени Смирнова, а также Троллейбусную службу. После войны коллеги Василия Алексеевича благодарили его за то, что он помог им сохранить жизнь.

 

Василий Алексеевич Попов, директор трамвайного парка им. Смирнова в годы блокады

 

Василий Алексеевич Попов родился в 1908 году в Калуге. В 20-е годы был комсомольским вожаком, активным строителем легендарного Турксиба. В годы первых пятилеток, когда в стране возникла острая потребность в инженерно-технических кадрах, поступил в Ленинградский индустриальный (Политехнический) институт. Был передовиком учёбы, активно участвовал в общественной жизни вуза. Окончив институт в 1936 году, Василий Алексеевич начал работать в Трамвайно-троллейбусном управлении старшим мастером, затем начальником производственного отдела, главным инженером трамвайного парка им. Смирнова. 26 июня 1941 года Василий Алексеевич был назначен директором этого парка. Его мастерские выполняли различные заказы фронта, в частности, производили противотанковые «ежи» из колёсных пар трамвайных вагонов. Также трампарке выпускали головки для снарядов и крепёжные скобы для заградительных сооружений.

 

На вышке жилого дома при трамвайном парке имени Смирнова был установлен постоянный пост наблюдения. Во время бомбёжек директор парка иногда лично поднимался на вышку, чтобы успокоить дежурного бойца. В одну из таких ночей, с 4 на 5 ноября 1941 года, Василий Алексеевич Попов стал очевидцем легендарного ночного тарана лётчика А.Т. Севастьянова. Немецкий самолёт упал в Таврический сад, а один из выбросившихся лётчиков приземлился на крышу дома рядом с трамвайным парком имени Смирнова. Сам парк неоднократно подвергался обстрелам, во время одного из них снаряд разорвался в 20 метрах от Василия Алексеевича. Спасли его находившиеся на хранении в парке троллейбусы, принявшие на себя силу взрыва – пять машин были полностью уничтожены.

 

В апреле 1943 года ленинградцы  получили Первую премию в социалистическом соревновании на лучший трамвай в городах РСФСР. В приказе начальника Трамвайно-троллейбусного управления М.Х. Сороки, в котором были перечислены фамилии 130 наиболее отличившихся работников ТТУ, среди прочих был особо отмечен коллектив трампарка имени Смирнова, которым руководил Василий Попов. Высокие производственные достижения Василия Алексеевича объясняются и тем, что он был способным учеником таких выдающихся учёных-классиков электротранспорта, как А.Б. Лебедев, В.А. Шевалин, А.Х. Зильберталь и других.

 

В годы войны и блокады Василий Алексеевич Попов проявил лучшие качества руководителя – умение организовывать работу в сложнейших условиях и заботиться о людях. В послевоенные годы бывшие работники парка благодарили Василия Алексеевича за то, что его помощь и забота помогли им выжить. В начале 1942 года в трампарке имени Смирнова открыли стационар, в котором обессиленные трудящиеся могли поправить своё здоровье. Сначала он был рассчитан на 50, а затем и на 100 человек. При стационаре действовала столовая усиленного питания, рассчитанная на 300 человек. 11 февраля 42-го Василий Алексеевич Попов писал своей жене: «Нормы продуктов в стационаре:

 

-  хлеб 500 грамм (из них 50% белого),

 

- мясо 100 грамм,

 

- масло 6 грамм,

 

- крупы 100 грамм,

 

- овощей 100 грамм,

 

- сахару 50 грамм,

 

- кофе 20 грамм,

 

- ½ яичка,

 

- вино красное 60 грамм.

 

Хорошо, не правда ли? Рабочие довольны такой поддержкой и много высказывают благодарности по моему адресу, тогда как я только исполнитель решения партии».

 

Также необходимо отметить, что при четырёх трампарках осаждённого города действовали круглосуточные детские сады – хотя основная часть маленьких ленинградцев была эвакуирована, многие дети оставались в городе, разделяя со взрослыми все блокадные тяготы и лишения. Действовал такой детский сад и при трампарке, которым  руководил Василий Алексеевич.

 

В начале 1944 года Василий Алексеевич Попов был назначен руководителем Троллейбусной службы. Соответствующий приказ начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Хрисанфович Сорока подписал за несколько часов до праздничного салюта 27-го января, ознаменовавшего освобождение Ленинграда от фашистской блокады. «Не теряя времени, Троллейбусная служба набирала учеников-водителей, - вспоминал Василий Алексеевич. – Впервые в практике безрельсового транспорта было принято оправдавшее себя смелое решение о наборе учеников-водителей среди женщин – это были  18-летние грамотные девушки. И только после Победы, с середины 1945 года, в парк начали поступать возвратившиеся с фронта солдаты и офицеры. Это были закалённые в борьбе с врагом люди, патриоты, готовые, не жалея сил и времени, оказать Ленинграду помощь в восстановлении разрушенного троллейбусного транспорта, которого так не хватало ленинградцам». Одновременно Василий Попов выполнял обязанности директора Троллейбусного завода, а также строящегося второго троллейбусного парка.

 

 За самоотверженную работу по ликвидации разрушений и сохранению жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта Ленинграда в период блокады Василий Алексеевич Попов был награждён орденом Трудового Красного Знамени

 

С апреля 1952 года по 1961 год Василий Алексеевич являлся главным инженером Трамвайно-троллейбусного управления, а затем в течение 10 лет – начальником ТТУ. Под его руководством трамвай и троллейбус в Ленинграде достигли наивысших к тому времени показателей своей работы, а Ленинград стал «трамвайной столицей мира». Василий Алексеевич Попов много сделал для подъема технического уровня подвижного состава, строительства новых трамвайных и троллейбусных парков, открытия новых линий трамвая и троллейбуса в районах массового жилищного строительства, внедрения серьезных научных достижений в вопросах энергоснабжения, ремонта и эксплуатации подвижного состава. Именно он стал одним из создателей Научно-технического общества Трамвайно-троллейбусного управления, а затем много лет руководил работой НТО коммунального хозяйства и бытового обслуживания Ленинграда.

 

Василий Алексеевич Попов неоднократно выступал на международных форумах транспортной отрасли, его знали и уважали практически  во всех городах СССР, где существовал наземный электрический транспорт. Василий Алексеевич устанавливал международные контакты с целью обмена опытом с зарубежными специалистами, организовывал тематические выставки, участниками которых становились все предприятия и организации городского хозяйства и бытового обслуживания Ленинграда. Скончался Василий Алексеевич Попов 2 августа 2005 года.  

 

Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы

 

В ополчение - всей семьёй

 

«Командир блокадного трамвая» Михаил Хрисанфович Сорока

 

Борьба с трамвайным искрением

 

Ефросинья Фёдоровна Агапова – вагоновожатая возрождённого трамвая

 

Трамвай на линии огня

 

Валенки для фронтового богатыря

 

Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов

 

Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»

 

Прокладка кабеля по дну Ладожского озера

Предыдущая новость
Следующая новость