К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

17 апреля 2015

Петербургский Горэлектротранс накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. В истории осаждённого Ленинграда электрический транспорт сыграл особую роль. Трамваи перевозили воинские подразделения, раненых, снаряды, технику, вооружение, активно использовались при эвакуации городского имущества. А для пассажиров-ленинградцев  действующий трамвай был символом будущей победы, он вселял уверенность в то, что город обязательно выстоит. Для обеспечения трамвайного движения  работникам Трамвайно-троллейбусного управления приходилось решать сложнейшие технические и инженерные задачи.

 

Борьба с трамвайным искрением

 

Чтобы обеспечить работу трамвая на линиях блокадного города, инженерам и работникам Трамвайно-троллейбусного управления приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, военное командование Ленинградского фронта потребовало ликвидировать искрение, производимое двигающимся трамваем.  Оно возникало в тот момент, когда токоприёмник отрывался от контактной сети, проходя участковые разделы, троллейбусные пересечения или просто места крепления провода; проходил по неисправным рельсам и крестовинам. Бугель на какой-то миг отрывался от контактной сети, в результате чего возникала вольтова дуга. Яркие искры демаскировали город, позволяя вражеским пилотам увидеть трамвайные пути, и, зная топографию города, определять расположение важных объектов. На первый взгляд, справиться с этой проблемой было невозможно – ведь состояние контактной сети, особенно в условиях военного времени, не могло быть идеальным, рельсы ежедневно повреждались в ходе обстрелов. Работники ТТУ неоднократно советовались с учёными электромеханического факультета Политехнического института, с видными специалистами-электриками, но технических решений не находилось. К делу подключился лично командующий Ленинградским фронтом Леонид Александрович Говоров, потребовавший у руководства Трамвайно-троллейбусного управления ликвидировать искрение любой ценой.

 

О том, как был найден выход, в своей книге «Фронтовой трамвай» вспоминает  Михаил  Хрисанфович Сорока – начальник ТТУ в годы блокады и Великой Отечественной войны. Именно он придумал поставить на моторный вагон два бугеля, соединив их параллельно. В первый же вечер испытаний, сколько ни гоняли трамвай с двумя источниками питания по неисправным стыкам, как ни трясло его на поворотах, а искры не сыпались. В тот же день все парки получили приказ немедленно переоборудовать моторные вагоны – ни один не должен был выйти на линию, если у него не было второго бугеля. Трамвайные вагоны с двумя бугелями ходили в Ленинграде до января 1944 года, пока город полностью не был освобождён от блокады.

 

Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы

 

Ефросинья Фёдоровна Агапова – вагоновожатая возрождённого трамвая

 

Трамвай на линии огня

 

Валенки для фронтового богатыря

 

Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов

 

Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»

 

Прокладка кабеля по дну Ладожского озера

 

Предыдущая новость
Следующая новость