Петербургский Горэлектротранс накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. В истории осаждённого Ленинграда электрический транспорт сыграл особую роль. Трамваи перевозили воинские подразделения, раненых, снаряды, технику, вооружение, активно использовались при эвакуации городского имущества. А для пассажиров-ленинградцев действующий трамвай был символом будущей победы, он вселял уверенность в то, что город обязательно выстоит. Для обеспечения трамвайного движения работникам Трамвайно-троллейбусного управления приходилось решать сложнейшие технические и инженерные задачи.
Борьба с трамвайным искрением
Чтобы обеспечить работу трамвая на линиях блокадного города, инженерам и работникам Трамвайно-троллейбусного управления приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, военное командование Ленинградского фронта потребовало ликвидировать искрение, производимое двигающимся трамваем. Оно возникало в тот момент, когда токоприёмник отрывался от контактной сети, проходя участковые разделы, троллейбусные пересечения или просто места крепления провода; проходил по неисправным рельсам и крестовинам. Бугель на какой-то миг отрывался от контактной сети, в результате чего возникала вольтова дуга. Яркие искры демаскировали город, позволяя вражеским пилотам увидеть трамвайные пути, и, зная топографию города, определять расположение важных объектов. На первый взгляд, справиться с этой проблемой было невозможно – ведь состояние контактной сети, особенно в условиях военного времени, не могло быть идеальным, рельсы ежедневно повреждались в ходе обстрелов. Работники ТТУ неоднократно советовались с учёными электромеханического факультета Политехнического института, с видными специалистами-электриками, но технических решений не находилось. К делу подключился лично командующий Ленинградским фронтом Леонид Александрович Говоров, потребовавший у руководства Трамвайно-троллейбусного управления ликвидировать искрение любой ценой.
О том, как был найден выход, в своей книге «Фронтовой трамвай» вспоминает Михаил Хрисанфович Сорока – начальник ТТУ в годы блокады и Великой Отечественной войны. Именно он придумал поставить на моторный вагон два бугеля, соединив их параллельно. В первый же вечер испытаний, сколько ни гоняли трамвай с двумя источниками питания по неисправным стыкам, как ни трясло его на поворотах, а искры не сыпались. В тот же день все парки получили приказ немедленно переоборудовать моторные вагоны – ни один не должен был выйти на линию, если у него не было второго бугеля. Трамвайные вагоны с двумя бугелями ходили в Ленинграде до января 1944 года, пока город полностью не был освобождён от блокады.
Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы
Ефросинья Фёдоровна Агапова – вагоновожатая возрождённого трамвая
Валенки для фронтового богатыря
Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов
Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»
Прокладка кабеля по дну Ладожского озера