Прокладка кабеля по дну Ладожского озера
С деятельностью Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда (ТТУЛ) в годы войны и блокады связаны события, имевшие важнейшее значение для обороны и жизни осаждённого города. Некоторые из них еще не стали достоянием широкой общественности. В память о подвиге наших коллег – ленинградских транспортников и продолжая связь времен, петербургский Горэлектротранс накануне 70-летия Великой Победы открывает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ТТУЛ.
Работники Трамвайно-троллейбусного управления внесли неоценимый вклад в дело обороны Ленинграда, в обеспечение жизнедеятельности осаждённого города. Благодаря их самоотверженному труду были сохранены жизни тысяч ленинградцев. Осталось немало ярких страниц, связанных с работой управления в годы войны и блокады. Среди них участие работников ТТУЛ в 1942 году в уникальной операции по прокладке высоковольтного кабеля по дну Ладожского озера – в блокированный холодный и голодный Ленинград необходимо было подать электроэнергию. По решению Военного совета Ленинградского фронта доставку кабеля к берегам Ладоги обеспечивали управление Октябрьской железной дороги и Трамвайно-троллейбусное управление. Одним из тех, кто нес личную ответственность за выполнение этой задачи был Михаил Хрисанфович Сорока – начальник ТТУЛ в годы войны, который рассказал об этой истории в своей книге «Фронтовой трамвай». Десятки километров кабеля к лету были изготовлены на заводе «Севкабель». Наравне со специалистами самоотверженно трудились ослабевшие, практически не покидающие цеха, ленинградские женщины и подростки, которым даже спать приходилось всего по нескольку часов, когда уже совсем не оставалось сил на продолжение работы. Грузили огромные барабаны с кабелем на трамвайные платформы вручную, под обстрелами: фашисты, заметив оживление на территории предприятия, усилили огонь. Один из снарядов разорвался при погрузке последних барабанов – погибли работники ТТУЛ Г.В. Гохлейтер и его помощница Вера Тарарыкина, многие были ранены, но ленинградцы выполнили приказ Военного совета фронта! Кабель был уложен в отведенные 56 суток, тогда как в довоенное время на это понадобилось бы не менее полугода. 23 сентября 1942 года в 12 часов 30 минут в Ленинград пришёл электрический ток Волховской ГЭС.
С именем начальника Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Сороки связана ещё одна яркая страница из истории Дороги жизни. Далеко не все знают, что по льду Ладоги в 1942 году могли пустить…троллейбус. На эту мысль Михаила Хрисанфовича натолкнул ледовый трамвай, ходивший по льду Невы с 1895 по 1911 год. 120-летие ледового трамвая отмечалось в январе 2015 года, в Музее городского электрического транспорта открыта посвящённая ему выставка. По замыслу начальника ТТУЛ, троллейбус с демонтированными креслами благодаря большой грузоподъёмности мог бы перевозить в осаждённый Ленинград с Большой земли сотни тонн продовольствия, сырья и материалов. Опыт первой военной зимы показал, что лёд Ладоги способен выдерживать даже тяжелую технику. Опоры под контактную сеть предлагалось вморозить в ладожский лёд – по примеру того как обустраивали линии ледового трамвая, а на середине озера поставить передвижную подстанцию. Тяговые подстанции предполагалось разместить на обоих берегах – в Кобоне и Коккорево. Непосредственное руководство операции под условным названием «Ладога» было возложено на главного инженера управления Б.Т. Иванова, начальника троллейбусной службы Я.А. Рейфера и начальника энергослужбы И.Е. Поха. Предварительные расчёты были доложены члену Военного совета Ленинградского фронта А.А. Жданову. Из них следовало, что перевозки троллейбусами будут намного дешевле автоперевозок, а пропускная способность Дороги жизни будет увеличена. Однако в реализацию проекта внесли свои коррективы технические эксперты и…погода. По прогнозу ожидалось, что толщина ладожского льда зимой 1942 года будет меньшей, нежели в 41-м, поэтому людьми и техникой было решено не рисковать. Прогноз учёных оправдался – возить грузы по ладожскому льду оказалось непросто даже автомобилям – за эту зиму трассы меняли на Ладоге 64 раза. Необходимость троллейбусной «ладожской» линии отпала и по другой причине – началась подготовка операции «Искра» по прорыву блокады, которая в январе 1943 года принесла городу долгожданную свободу.