Условный «рогатый» по улице мчит

07 марта 2018 "Санкт-Петербургские ведомости"

 

Московский проспект сильно загружен, двигаться в потоке машин здесь непросто. Это один из сложных городских маршрутов, а когда наблюдаешь за дорогой из кабины водителя, то и вовсе становится не по себе. Даже если понимаешь, что на самом деле... никуда не едешь. Просто находишься в тренажере, позволяющем обрести навыки уверенного и безопасного вождения. А появился первый в России виртуальный троллейбус в северной столице - он «вписался» в учебно-курсовую программу «Горэлектротранса».

 

Подобные тренажеры, имитирующие реальную обстановку при движении, используют для обучения и железнодорожники, и авиаторы, и представители эмчеэсовских структур. Это очень удобно: совершил несколько как бы реальных поездок, не сходя с места, - и научился управлять тяжелой махиной в самых непредсказуемых, опасных ситуациях. Современные технологии делают такое возможным.

 

Водители городского электрического транспорта раньше чувствовали себя в этом отношении обойденными. Но только не в Петербурге. Стоит напомнить, что трамвайный тренажер (опять же первый в стране) специально для северной столицы изготовило три года назад казанское научно-производственное объединение «Зарница». Он имитирует вагон модели ЛМ-99, выпускавшийся на Ленинградском моторном заводе.

 

Точнее - водительскую кабину. Размеры, рулевая система и натуральный обзор - объемное изображение в 3D-измерении выводится на широкий жидкокристаллический экран. Словом, все как в действительности, один к одному. Даже звуки раздаются как на настоящей дороге: сигналы легковушек, урчание моторов. Опираясь на собственный опыт, те же разработчики из Казани изготовили по заданию петербуржцев второй транспортный симулятор. Теперь - для водителей троллейбусов.

 

Догадаться о его предназначении по внешнему виду непросто: этакий домик с одной дверью без окон. На самом же деле он представляет собой сложную напичканную электроникой конструкцию, которая «посажена» на динамическую платформу. Пневматика заставляет «кабину» двигаться в трех плоскостях, создавая иллюзию, будто ты и впрямь едешь по дороге: разгоняешься, тормозишь, проезжаешь по кочкам. А если смотришь при этом на экран, где возникает движущаяся панорама (мимо проносятся здания, рядом едут машины, над головой контактные сети), то полностью забываешь, что находишься в виртуальном, а не подлинном мире.

 

Симулятор копирует водительское место в троллейбусе «Тролза-5265», которых в городском парке достаточно много. Но учиться ездить на нем перед выходом на линию, проходить переквалификацию или так называемую контраварийную подготовку будут не только троллейбусники. В преддверии чемпионата мира по футболу-2018 городскую транспортную систему пополнят 115 электробусов (около половины из них в Петербург уже поступило), водители которых тоже смогут порулить на тренажере.

 

«Посмотрите, ему доступна функция книлинга, - показывает Станислав Денисенко, заместитель директора учебно-курсового комбината «Горэлектротранса». - Это когда низкопольный общественный транспорт подходит к остановке и будто бы делает в ее сторону поклон, помогая зайти в салон пожилым людям».

 

Чуть в стороне от тренажера - стойка с интеллектуальными «мозгами» (сейчас казанцы доводят его цифровую модель до ума), а рядом на столе распахнул два крыла-монитора компьютер. Одним движением мышки инструктор может мгновенно усложнить условия поездки, сменив лето на зиму, день на ночь, «напустив» на троллейбус-имитатор снег, дождь или сильный ветер.

 

Для его трамвайного предшественника конструкторы прописали маршрут, тоже проходящий по Московскому проспекту. И это не простое совпадение. Благодаря тому, что компьютерные системы тренажеров привязаны отчасти к одной трассе, запускать их в работу можно будет одновременно. И тогда водители трамвая и троллейбуса, каждый на своем месте, разом начнут двигаться в едином виртуальном пространстве, создавая друг другу помехи.

 

Для новичков предусмотрен, впрочем, и нулевой рейс, когда можно покружиться на территории троллейбусного парка № 1, откуда «рогатый» общественный транспорт начинает курсировать по маршруту № 26. В будущем же число маршрутов возрастет, обещают сотрудники учебно-курсового комбината, а по мере обновления подвижного состава «Горэлектротранса» там появятся, возможно, и новые тренажеры.

 

Виктор Юшковский
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Ссылка на публикацию
"Санкт-Петербургские ведомости"