«Паркон» увидит чужака

02 апреля 2018 "Санкт-Петербургские ведомости"

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

 

Чтобы пересадить людей на общественный транспорт, его нужно сделать надежным, быстрым и удобным. А значит - создать условия для беспрепятственного проезда даже по самым загруженным дорогам. Все вводимые в последнее время новации в организации дорожного движения, по идее, должны на это работать - платные парковки в центре, выделенные полосы. Но пока большинство улиц все еще забиты машинами, а по «выделенкам» легковушки не только ездят, но нередко даже на них стоят, собирая за своей спиной вереницы автобусов и троллейбусов.

 

Штрафы за такие нарушения солидные, но их не очень-то боятся: схлопотать их можно, только если попадешь под проверку Госавтоинспекции. Вот почему петербургские перевозчики сами взялись за наведение порядка на выделенных полосах, разместив на бортах своих транспортных средств устройства по автоматической фиксации нарушений.

 

Первым установил такие устройства на бортах 39-го маршрута «Пассажиравтотранс», и «письма счастья» полетели к тем автовладельцам, которые ездят, пренебрегая знаками приоритета для общественного транспорта, по Пулковскому шоссе. С апреля к затее главного городского автобусного перевозчика подключится и «Горэлектротранс». Предприятие оборудует трамваи и троллейбусы приборами «Паркон» от петербургского научно-производственного предприятия, специализирующегося на создании автоматизированных фоторадарных систем контроля.

 

В них, собственно говоря, нет ничего революционного: само устройство по контролю за несанкционированным выездом на выделенные полосы для общественного транспорта ставится на водительской консоли автобуса, трамвая или троллейбуса. Это определенным образом запрограммированный видеорегистратор. В нем обычный GPS-приемник, позволяющий точно определять, где находится борт, с занесенными в память координатами начала и конца выделенной полосы. Как только борт въезжает на нее, регистратор по определенному алгоритму фиксирует впереди едущих соседей, отличая по массо-габаритным параметрам общественный транспорт от иного. Обнаружив «чужака» (легковушку или грузовик), фокусируется на его номере, снимает и отправляет кадр с метками точного времени и координатами сначала в Городской мониторинговый центр (структура, подчиненная комитету по информатизации и связи, куда стекается информация со всех стационарных камер видеонаблюдения), а оттуда этот кадр перенаправляют в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (ЦАФАП). Инспекторы здесь анализируют информацию и принимают решение о назначении штрафа, оформляя затем пресловутые «письма счастья» автовладельцам.

 

Количество участков дорог с приоритетом движения для маршрутных транспортных средств в последние годы у нас заметно увеличилось. К адресам с таким режимом, введенным ранее (Невский и Загородный проспекты, Малая Морская ул., Большой пр. П. С., Большая Пушкарская и Гороховая улицы, Северный пр., Полтавская улица от Конной до Невского проспекта, Невский - от пл. Восстания до Полтавской), в 2016 году добавились новые - на Кантемировской ул., ул. Маршала Блюхера, пр. Медиков, на Ленинском проспекте (на участке от пр. Героев до ул. Доблести, затем от Доблести до пр. Маршала Жукова и от Маршала Жукова до пр. Народного Ополчения).

 

А в 2017-м была организована выделенная полоса на улице Савушкина от Чернореченского моста до Яхтенной улицы. За несколько месяцев до начала прошлогоднего Кубка конфедераций-2017 ГИБДД взялась проводить здесь еженедельные рейды, чтобы приучить водителей обращать внимание на знаки выделенной полосы. В дни этого футбольного турнира тут дежурили целыми днями - и все равно нарушений было множество. Как, впрочем, и на других дорогах с выделенными полосами для маршрутного транспорта.

 

Средняя эксплуатационная скорость движения троллейбусов и трамваев по городу (с учетом остановок) сейчас 13 - 15 километров в час, автомобильного потока - около 18 км/ч. Как только организуется «выделенка», пассажиропотоки на следующих по ним маршрутах тут же прирастают. Там, где появляются обособленные пути, резко повышается точность соблюдения расписания. Ведь трамваи и троллейбусы выходят из парка минута в минуту. Отставание постепенно накапливается по ходу маршрута из-за пробок, возникающих оттого, что машины не обеспечивают им приоритет...

 

Единственное пока ограничение для распространения «Паркона» на все маршрутные транспортные средства - дороговизна системы. В сегодняшнем «штучном» исполнении бортовой комплект стоит около 600 тысяч рублей.

 

- Пока мы оборудовали «Парконами» несколько бортов на 31-м троллейбусном маршруте, идущем по Гражданскому проспекту и по Кантемировской улице, а также на 48-м трамвайном - по ул. Савушкина. Однако планируем периодически переставлять оборудование выборочно на машины, обслуживающие другие маршруты, - говорит начальник отдела бортового оборудования «Горэлектротранса» Андрей Сорокин. - Пока цель этого пилотного проекта не столько приучить водителей Петербурга соблюдать полосность, сколько протестировать работу мобильных систем, проанализировать их эффективность, понять, насколько они способны снизить количество нарушений. Сейчас идет подключение установленных на троллейбусы и трамваи систем к ЦАФАП, с 1 апреля начнем их эксплуатацию.

 

Выбор перевозчиков понятен - 31-й троллейбусный и 48-й трамвайный - это те маршруты, которые будут обслуживать чемпионат мира по футболу-2018. Какой конкретно процент бортов «Горэлектротранса» уже оснащен видеофиксацией нарушений, перевозчик не уточняет. Но очевидно: для того чтобы действительно повлиять на водительскую культуру и приучить остальных участников движения к порядку, таких приборов потребуются не десятки - сотни. Вполне возможно, что предприятия общественного транспорта решительно пойдут по этому пути. Например, директор «Горэлектротранса» Василий Остряков на недавней коллегии комитета по транспорту уже заявил о желании как можно быстрее оснастить подобным образом весь подвижной состав предприятия. Но очевидно, что это вопрос не одного или даже нескольких перевозчиков, а совместная проблема - транспортников и администрации города.

 

КСТАТИ

 

По данным Московской административной дорожной инспекции, сумевшей максимально автоматизировать процесс фиксации нарушений правил движения, выписки и взимания штрафов, столичными системами видеонаблюдения за 2017 год было зафиксировано около 50 млн различных нарушений ПДД. Средний размер штрафа, по данным Счетной палаты, годом ранее составлял 887 рублей (с учетом 50-процентной скидки при оперативной оплате). При неизменном количестве нарушений и планируемом повышении эффективности штрафной машины автомобилисты могут заплатить в бюджет Москвы в текущем году около 45 млрд рублей.

 

Инесса Юшковская
ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС
Ссылка на публикацию
"Санкт-Петербургские ведомости"