Не унывай, садись в трамвай…

09 октября 2017 Газета «Вечерний Санкт-Петербург»

Почему люди выбирают работу вагоновожатого

 

 

Рейс Санкт-Петербург – Москва, время в полете – час и десять минут. Пилот успешно посадил самолет: «Наш самолет совершил посадку в аэропорту…» раздаются аплодисменты пассажиров, восхищенных работой экипажа.

 

«Рейс» станция Ручьи – Придорожная аллея, в народе – «сот­ка», время в пути, если повезет, – сорок две минуты. «Следующая остановка – Придорожная аллея, конечная». Никаких аплодисментов, редкий пассажир поблагодарит вагоновожатого за то, что довез без происшествий, хотя этот маршрут не из простых – соединяет две станции метро, много перекрестков, машин. Профессия водителя трамвая кажется, как говорят в народе, «проще пареной репы»: сел, включил контроллер – поехал, увидел остановку – нажал на тормоз, остановился.

 

Между тем, чтобы стать вагоновожатым, нужна не только мечта, но и хорошая подготовка – все водители проходят двухмесячный курс обучения, в течение которого изучают ПДД по категориям С и D, устройство трамвая до последнего винтика, а затем проходят практику на учебном трамвае.

 

«К каждому ученику нужно подходить индивидуально, и тут уже включается профессионализм водителей – наставников Учебно-курсового комбината. Наставники тоже долго учатся управлению трамваем, повышают квалификацию, получают лицензию на обучение», – отмечает водитель трамвая с 20-летним стажем, директор Учебно-курсового комбината «Гор­электротранса» Виктория Толстикова.

 

Главная проблема для водителей трамваев – неуважение и невнимательность со стороны автомобилистов. Часто нарушители объясняют свои действия на дороге так: «Я не заметил трамвай». Эту фразу вагоновожатые слышат почти каждый день, удивляясь при этом, как можно не заметить или подрезать рельсовый транспорт, в котором едут десятки людей. К сожалению, именно из-за действий других участников дорожного движения маршрут, кажущийся рутинным, каждый день и каждый раз приходится проходить как будто заново.

 

Николай Второв, ставший волею судьбы представителем трамвайной династии, объясняет: «Наш самый прямой и на первый взгляд простой сотый маршрут, проходящий по проспекту Просвещения, на самом деле стал одним из самых сложных – он считается скоростным, а при этом нужно не забывать, что есть автомобили, пешеходы, пассажиры… Они могут по­вести себя порой непредсказуемо, по­ этому главное в нашей профессии – внимательность».

 

В основном вагоновожатый остается для пассажиров человеком-невидимкой, человеком за стеклом кабины, все «шишки» или, наоборот, похвалы за водителя принимает на себя кондуктор. И объяснения дает тоже он. «Почему так медленно?» – «Впереди пробка». «А еще резче затормозить нельзя было?» – «Это вы скажите тем, кто пути в неположенном месте перебегал!» И самое обидное: «Вы что, мешки с картошкой везете?»

 

Для вагоновожатых пресловутые «мешки» – почти личное оскорбление, так как за каждого пассажира они не только отвечают головой, но и наблюдают из кабины, комфортно ли пассажиру ехать, – даже на практике в учебном трамвае будущих водителей учат плавности в управлении трамваем, чтобы с комфортом везти людей.

 

«На смену я иду с радостью, каждый трамвай для меня как живое существо, но особенно люблю наблюдать за городом, как он меняется. Работая в трамвае, можно увидеть Петербург в перспективе, рассмотреть до деталей, а у пешеходов на это часто нет времени. Больше всего мне нравится работать для людей – на остановках стоят почти всегда одни и те же пассажиры, – приятно, что они пользуются трамваем и мы нужны им», – делится водитель трамвайного парка № 5 Олег Соловьев.

 

Мифы о том, что водить трамвай просто, развенчивают конкурсы профессионального мастерства. Именно в них проверяются знания вагоновожатыми ПДД, умение действовать в сложных и непривычных условиях, навыки «ювелирного» управления трамваем. Ольга Второва, двукратная победительница Городского конкурса профессионального мастерства, улыбается: «Нас гоняли по всей теории – от устройства трамвая до вещей, касающихся охраны труда, все задания нужно было выполнить на время, а потом была практическая часть – остановить трамвай ровно перед стоп-линией. Во второй раз к конкурсу меня готовил брат, он же изначально привел меня в эту профессию – предложил попробовать, мне понравилось – люблю жить в постоянном движении».

 

У каждого водителя обязательно найдется своя история, которой он может ответить на вопрос: «Почему именно вагоновожатый?» Кто-то рассматривал в детстве вместе с бабушкой цветные вагончики из окна на Васильевском, кто-то проходил мимо и увидел объявление о вакансии, кто-то мечтал об этом всегда, а кого-то, как Дарью Фоломкину, привел в эту профессию случай: «В детстве я как-то опаздывала в школу, был жуткий мороз, я увидела трамвай и побежала за ним. Бежала, спотыкалась, а женщина-водитель ждала меня, наверное, минут десять. Именно тогда я решила, что хочу быть как она – в чем-то помогать людям».

 

Несмотря на разные истории и пути, всех этих людей объединяет любовь к своей профессии и к пассажирам, которые чаще всего не замечают труд водителя, но иногда нет-нет да и подарят девушке-водителю рожок мороженого в жаркую погоду.

 

Анна САМОНОВА, фото ИНТЕРПРЕСС
Ссылка на публикацию
Газета «Вечерний Санкт-Петербург»