Петербург снова будет трамвайной столицей!

14 августа 2017 Газета «Вечерний Санкт-Петербург»

 

Электротранспорт спасет город от пробок

 

В сентябре петербургский трамвай празднует 110-летний юбилей. О дне сегодняшнем и о том, какое будущее ждет электрический транспорт, «Вечёрке» рассказал советник директора СПб ГУП «Гор­электротранс» Сергей Китаев.

 

– В последнее время подвижной состав заметно обновился. Но не на всех маршрутах. На основании чего принимается решение, куда направлять новые вагоны?
– Мы стараемся, чтобы в центре города, где интенсивный пассажиропоток, много туристов, ходили новые трамваи и троллейбусы, которые радуют глаз. Это обычная практика для транспортных предприятий во всем мире. Что касается спальных районов, трамваи должны быть чистыми, опрятными, удобными и вмещать большое количество людей. У каждого трамвая есть срок службы, после которого он осматривается комиссией и делается глубокая модернизация – производится замена сидений, двигателей, компрессоров, полный ремонт салона. Но максимальную пассажировместимость обеспечивает все же новый – трехсекционный – подвижной состав. Например, на маршруте № 100 на проспекте Просвещения недавно было увеличено количество современных трамваев, так как эта линия соединяет две самые загруженные ветки метро и пассажиропоток здесь самый большой.

 

– В 2014 году озвучивались планы, что к 2021 году возможно полное обновление подвижного состава. Это соответствует действительности?
– К сожалению, нет. Для того чтобы обновить подвижной состав хотя бы к 2025 году, нам необходимо ежегодно закупать девяносто единиц подвижного состава. Это наша мечта, однако недостаток средств в городском бюджете пока не позволяет это сделать, но мы рассматриваем кредитные схемы.

 

– Какие новшества ждут трамваи и троллейбусы в ближайшее время?
– Будет дальнейшее совершенствование отечественных полностью низкопольных трамваев – модернизация тележек для более комфортного и плавного хода и дальнейшее насыщение электроникой для экономии электроэнергии. Кроме того, в транспорте будет внедряться возможность оплаты проезда банковской картой и через систему Apple Pay. Что касается троллейбусов, в этом году город заключил договор с заводом «Тролза» на поставку троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Его задача – продлить маршрут в тех местах, где горожане живут и за пределами троллейбусной линии. Кроме того, такая машина – это шаг на пути к переходу на электробусы. Но этот переход будет постепенным, так как для электробуса инфраструктура еще не развита.

 

Первый шаг – это трамваи без контактной сети, которые движутся только по рельсам. Вариантов на сегодняшний день два: ближайшее будущее – это трамваи с накопителями в виде литийионных батарей, суперконденсаторов или ионисторов; следующий этап – это трамваи на водородном топливе. На смену троллейбусам приходят более совершенные троллейбусы с увеличенным автономным ходом с дальнейшей заменой на электробусы. И безусловно, ключевая роль здесь у «Горэлектротранса» – как у единственного транспортного предприятия (за исключением метро), которое располагает необходимыми электрическими мощностями для зарядки автономной техники. Следующий шаг – это уже беспилотный транспорт. Как автоматические системы оплаты проезда и контроля заменят кондукторов, так и автоматические системы навигации и управления заменят водителя. Поэтому трамваи и электробусы будут двигаться автономно, не будет контактной сети, не будет человеческого фактора: они будут сами останавливаться на светофорах и на остановках, автоматически открывать двери для посадки пассажиров и при этом безопасно, бесшумно и быстро продвигаться по маршруту.

 

– В этом году в Петербурге празднуют 110-летие трамвая. Что можно считать достижениями «Горэлектро­транса» за последние годы?
– С появлением в городе трамваев и троллейбусов с низким полом и повышенных площадок, которые находятся вровень со ступенькой, транспорт стал удобнее для маломобильных групп пассажиров: людям с ограниченными возможностями, родителям с колясками, пожилым стало проще заходить в транспорт. Из недавнего – восстановили Василеостровский трамвайный парк, который теперь работает не только как Музей городского электрического транспорта, но и как полноценное депо, возобновили движение по маршруту трамвая № 3 через Троиц­кий мост, что очень удобно и для туристов, и для горожан.

 

– Некоторое время назад говорили, что электрический транспорт не нужен, – предлагали вообще убрать его, затем стали ходить слухи о том, что центр города могут сделать полностью электрическим…
– Интересен опыт зарубежных стран, где города разделены на зоны. В некоторых могут ходить только экологичные электробусы, в некоторых – электробусы и газобусы, а в остальных – дизельный транспорт. Сейчас в Петербурге разрабатываются проекты прокладки трамвайных путей в Шушары и Колпино, а в «Балтийскую жемчужину» и на намывные территории Василь­евского острова планируется запустить троллейбусы с увеличенным автономным ходом. А идею «зеленого» Ва­сильевского острова мы до сих пор разрабатываем совместно с комитетом по транспорту. Надеемся, что в скором времени Санкт-Петербург вернет себе звание трамвайной столицы России!

 

Анна ВЛАДИМИРОВА, фото Сергея НИКОЛАЕВА
Ссылка на публикацию
Газета «Вечерний Санкт-Петербург»