За кулисами трамвайного парка

26 декабря 2016 "Новости Московского района Санкт-Петербурга"

Продолжаем цикл материалов под рубрикой «Посторонним В.». В нашем районе много интересных, известных всем горожанам мест. Проходим мы мимо них регулярно, а вот знаем о том, что там происходит, порой совсем мало.

 

Трамвайный парк № 1 — одно из тех самых мест, куда невозможно проникнуть из любопытства. Оно является частью истории Петербурга. Ее хранят здания из темно-красного кирпича — эстетика промышленного романтизма, редкие старинные вагончики прямоугольной формы, чем-то напоминающие уличные фонари XIX века, и сама территория, повидавшая великое множество трамвайных и человеческих судеб.

 

Нашими гидами здесь стали заместитель директора трамвайного парка № 1 СПб ГУП «Горэлектротранс» Мирослава Дмитриева и пресс-секретарь «Горэлектротранса» Святослав Новиков.

 

 

Нам показали территорию парка, зону технического обслуживания, где проходит плановый и заявочный ремонт подвижного состава. И, конечно, Горполе, напоминающее миниатюрную железнодорожную станцию с яркими новенькими трамваями вместо поездов. Здесь располагается основной подвижной состав.

 

— В отличие от других парков у насон обновленный, — объяснила Мирослава Александровна. — Это вагоны выпуска с середины до конца 2000-х годов, что является юностью для возрастного критерия трамвая.

 

Особенностью первого парка является и то, что здесь трамваи выпущены на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Все они, даже самые новые, к сожалению, уже стали раритетом, поскольку этот завод перестал существовать несколько лет назад. Но, несмотря на это, он оставил о себе долгую память в виде современных низкопольных вагонов с опущенной средней секцией, чтобы было удобно входить инвалидам и пожилым людям.

 

Наше внимание привлек вагон с символикой 9 Мая. Как сообщила Мирослава Дмитриева, таких вагонов к Дню Победы, с портретами ленинградцев, героев Великой Отечественной войны, в последние годы было запущено несколько. Их восторженно встречали горожане.

 

Понравилась петербуржцам и акция «Трамвай Победы», дважды проводимая парком совместно со школой № 543 Московского района. По пути следования маршрута № 29 школьники рассказывали пассажирам о событиях тех лет, героической обороне Ленинграда, мужестве его жителей, отстоявших город; раздавали брошюры и бумажных журавликов в знак памяти о погибших в той страшной войне.

 

Участие в подобных акциях стало доброй традицией для трамвайного парка. Есть еще, например, акция «Добрый трамвай», проводимая совместно с ГИБДД для закрепления школьниками Правил дорожного движения.

 

 

Такие акции для горожан трамвайный парк устраивает параллельно с будничной работой, которая заключается в обслуживании обширной территории от юга до центра Санкт-Петербурга, включающей Московский, Фрунзенский, Адмиралтейский и Центральный районы. Ежедневно по 7 маршрутам следуют 125 единиц подвижного пассажирского состава, в которых работает 169 смен. С 4 до 6 утра линию обслуживают 89 вагонов. Затем с периодичностью 3-4 вагона в час до 10 утра выходят остальные. Расписание выхода трамваев выстраивается так, чтобы разгрузить линию в часы пик.

 

Первый парк знаменит не только своей историей. На территории Горполя, где сегодня располагается основной трамвайный состав, проходили съемки фильма «Брат». Именно здесь актриса Светлана Письмиченко, исполнявшая роль главной героини фильма, на съемках чуть не задавила гримера. «Хорошо, что девушку вовремя оттащили, — вспоминала она в одном из интервью, — а то бы случилась прямо булгаковская история без масла». Актриса очень радовалась тому, что, снимаясь в фильме, обрела вторую профессию: «Без куска хлеба точно не останусь!» Прошлым летом Светлана Письмиченко вновь побывала в трамвайном парке № 1. Говорят, садилась за контроллер и удивлялась переменам вокруг.

 

 

Снегоуборочный трамвай, скромно расположившийся у изгороди, является одним из старожилов парка. Раритет, пользующийся на различных форумах большим спросом и обладающий великой ценностью. Он действующий. Такие трамваи берегут и поддерживают, и тем не менее им пророчат долгую жизнь. Во-первых, по словам Святослава Новикова, эта машина произведена в СССР, а потому практически не убиваема. А во-вторых, основные компоненты трамвая взяты от МС, моторно-стального вагона образца 1927-1933 годов выпуска. Такие вагоны служили в Союзе по полвека, и списывали их вовсе не из-за неисправностей, а по причине морального устаревания.

 

До сих пор в некоторых парках «Горэлектротранса» «эмэски» работают служебными вагонами.

 

Петербуржцы любят ходящие по городу трамваи и награждают каждую модель самобытным прозвищем в соответствии с внешним сходством: «Стиляга», «Американка», «Аквариум» или «Пчелка». Для них трамвай — это символ города. И не случайно. Ведь из всего городского транспорта у него самая большая провозная способность. И если в 90-е годы в Петербурге многие трамвайные пути были сняты, то сейчас наблюдается обратный процесс: прокладываются новые маршруты, закупаются современные вагоны. Да и сам трамвай, как альтернатива подземке, приобретает все большую популярность.

 

А значит, и первый парк неизбежно ждет дальнейшее развитие. Здесь всегда будет оживленно, многолюдно и многотрамвайно…

 

По материалам газеты «СПб. Районы. РФ. Московский»

 
Текст: Новости Московского района Санкт-Петербурга
Фото: Новости Московского района Санкт-Петербурга