Петербург трамвайный: новые составы и старые маршруты

19 октября 2016 Первый канал - Санкт-Петербург

 

Трамвайное движение в Петербурге было открыто в начале прошлого века, но с увеличением автомобильного потока и появлением других видов транспорта – маршрутная сеть сильно изменилась, трамвай был практически вытеснен из центра города, но сегодня возвращается, потому как, по-прежнему, остаётся одним из самых любимых средств передвижения горожан.
 
Марсово поле, Летний сад, Петропавловская крепость – открыточные виды города из окна трамвая № 3. «Тройка» – маршрут, который появился в октябре 1907 года – почти одновременно с первыми трамвайными вагонами на городских магистралях. За почти вековую историю его трасса неоднократно менялась. Маршрут закрывали и заново открывали, переносили на север города. 3 года назад 3-ий трамвай вновь пошёл по Садовой улице. А с этого октября трассу, по многочисленным просьбам жителей, продлили до Финляндского вокзала. И не смотря на плотный автомобильный поток, трамвай вновь пошёл по Троицкому мосту. 
Андрей Хахалов, водитель трамвая:
"Мы с первого числа уже ездим и люди всё более уважительно относятся к трамваям – начинают пропускать, не лезть, не подрезать, что тоже очень приятно".
Андрей Хахалов работает водителем трамвая уже 11 лет. Раньше служил на флоте и после расформирования решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту.
Андрей Хахалов, водитель трамвая:
"Мне эта профессия по душе, поэтому я на работу прихожу всегда с хорошим настроением. И я когда управляю трамваем, я чувствую ответственность за людей. Мне нравится просто эта профессия, поэтому не скучно ездить".
Профессию кондуктора 4 года назад решил освоить студент вечернего отделения Владислав Хозяинов. Его специальность связана с перевозками на железнодорожном транспорте и, таким образом, он совмещает теорию с практикой.
Владислав Хозяинов, кондуктор:
"Когда я слежу за тем, как соблюдается график движения вагонов – это помогает мне в выполнении каких-то курсовых проектов и задач. А также работа с пассажирами – это тоже очень полезный психологический навык".
Условия труда внутри современного трамвая комфортны, тогда как раньше вагоновожатый проводил на ногах по 12 часов, зимой ему выдавали тулуп, потому как кабины были открытыми.
Александр Савельев, бригадир аварийно-восстановительной службы СПб ГУП «Горэлектротранс», волонтёр Музея городского электрического транспорта:
"Холодный ветер обдувал стёкла, чтобы они не потели. Некоторые применяли такие хитрости, как холщовый мешочек с солью и протирали им окна, чтобы они не теряли обзорность, потому что пассажиры, которые выходят, стоят на площадке в ожидании остановки – естественно дышат и из-за этого потеют окна".
Такие как этот двусторонний вагон МС-1 не часто встретишь на улицах Петербурга. Самый старый постоянно курсирующий - это 30-летний – ЛС86. Городской парк насчитывает около 700-сот трамваев, из них более 300-сот уже отработали свой амартизационный срок, и постепенно отправляются на модернизацию.
Александр Касаткин, начальник Службы подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс»:
"На сегодняшний день мы уходим от реостатно-контактной системы управления и переходим на систему управления транзисторного типа, которая позволит нам сэкономить не только электроэнергию, но и улучшить качество движения трамваев в части уменьшения динамических нагрузок и плавности хода самого трамвая, что в свою очередь естественно почувствуют жители города Петербурга".
Из основных характеристик закупленных новых составов: электро-динамические тормоза, низкий пол, система кондиционирования и видеонаблюдения, GPS. Такие технические новшества повлияли и на процесс подготовки специалистов.
Виктория Толстикова, директор учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс»:
"Подход к обучению буквально полтора года изменился кардинально: увеличена программа учебно-практической стажировки, ну, и разумеется новые тренажёры, новое оборудование, которое применяется в обучении".
На этом тренажёре можно имитировать любую дорожную обстановку: снег, туман, аварию на трамвайных путях. Так что практику можно начинать, не выходя из стен учебно-курсового комбината. Петербургский трамвай – выполнял функции не только транспорта. Он сыграл множество ролей в кино. Под его колёсами гибнет Берлиоз в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». В ленте «Блокада» немецкие солдаты захватывают трамвай в Стрельне, думая что уже вошли в Ленинград.
Александр Савельев, бригадир аварийно-восстановительной службы СПб ГУП «Горэлектротранс», волонтёр Музея городского электрического транспорта:
"Трамвай для ленинградцев – это не только символ самого города, это - символ жизни. Потому что когда трамвай был запущен в апреле 42 года – немцы были удивлены – как в городе, в котором нет еды, нет жизни можно сказать – пошёл трамвай? Для них это было шоком и они уже начали терять свои позиции, подорвали эмоциональный фон, то бишь боевой дух у немцев уже упал".