Транспорт в кинематографе: трамваи, автомобили, паровозы - в кадре и за кадром

21 июля 2016 Первый канал - Санкт-Петербург

Все мы любим кино, особенно кино историческое, но мало кто из нас задумывается о том, откуда берется техника и автомобили, так хорошо отображающие ту или иную эпоху.
Когда в Петербурге начинают говорить о кино, сразу вспоминают о "Ленфильме". Знаменитая студия располагает масштабной реквизиторской базой, среди которой есть и транспорт. Сегодня в гараже "Ленфильма" числится 48 единиц техники, а точнее игрового транспорта.
Сергей Григорьев – Начальник участка игрового транспорта:
"Под игровым транспортом не только у нас, но и на других студиях, понимается все, что движется в кадре, своим ходом или тягловой силой. Есть телеги, есть несколько тачек, но в основном на студии – это автомобили."
Сергей Григорьев – начальник «гаража», о каждом автомобиле может рассказать свою историю. Боевой кинопуть этих машин исчисляется не одним десятком лент. Некоторые авто собирались вручную, «с нуля» по чертежам, а некоторые – это настоящие восстановленные исторические образцы. Чем же отличается музейная техника от игрового транспорта для кино? Киноавтомобили, в отличие от музейных коллег, живут насыщенной жизнью.
Сергей Григорьев – Начальник участка игрового транспорта:
"Коллекционная, музейная вещь, как правило, не может быть перекрашена. НА съемочной площадке, без фактуры… Отфактурить – это испачкать, еще что-то сделать, а это криминал. Мы же для этого и существуем. После чего полировка, покраска. Здесь они живут, здесь они до сих пор работают."
С автомобилями проблем не возникает, но где же брать для киносъемок крупный исторический транспорт? Во всех фильмах о Ленинграде, где появляются трамваи или троллейбусы, работали экспонаты Санкт-Петербургского музея городского электрического транспорта. Впрочем, называть их экспонатами не совсем верно.
Кирилл Нюквист – Директор музея городского электрического транспорта:
"У каждого трамвая своя судьба, как он к нам попал, но все они могут двигаться, все они ездят, тормозят, перевозят пассажиров если надо, частвуют в съемках не как бутафория, а как натуральные образцы."
В этом музее представлены все основные экземпляры городского электротранспорта, которые когда- либо ездили по улицам города. Впрочем, даже здесь есть свои герои, которые чаще других мелькали на экранах.
Кирилл Нюквист – Директор музея городского электрического транспорта:
"Это знаменитая «американка», начало строительства 1933 год, строили его до 40-го года, эксплуатировался он до 79-го года. 46 лет, достаточно длительная жизнь. Этот трамвай достаточно часто участвовал в съемках, конечно, это король эпизода."
Чтобы найти для кинофильма вот такого исполина – придется постараться. Паровозы уже давно не колесят по нашей стране, а музейные экспонаты  встали на вечную стоянку. Однако, в нескольких городах России, в том числе и в Петербурге, есть специализированные депо, которые не только поддерживают в рабочем состоянии паровозы прошлого века, но и дают им вторую жизнь.
Вячеслав Иванов – Машинист-инструктор:
"Это большая головная боль - ремонт паровозов в настоящее время. Приходится очень многие детали снимать с более убитых старых паровозов, которые стояли где-то. На редкие серии детали приходится изготавливать с нуля."
Практически все паровозы в сервисном локомотивном депо Октябрьской Железной дороги участвовали в киносъемках. Особенно гордятся здесь паровозом серии Ов или проще «Овечкой». Для него даже выделено отдельное помещение. Шутка ли, это единственный в нашей стране сохранившийся рабочий паровоз этой серии 1905 года постройки. По отношению к остальным паровым гигантам – это настоящий дедушка. Именно он был героем фильма «Край» Алексея Учителя. Впрочем, паровоз недостаточно просто восстановить – управлять этим чудом 20-века современный машинист попросту не сможет.
Алексей Грук – Бригадир участка по ремонту паровозов:
"К сожалению, не каждый машинист готов работать на данном виде техники, потому что это связано с квалифицированным трудом, который нужно получить сначала на обучении, а потом на практике, поработать сначала кочегаром, потом помощником машиниста, ну и закончить машинистом."
В следующий раз, просматривая исторический фильм, приглядитесь к технике, быть может, вы узнаете одного из героев нашего сюжета.