«Люди поняли: из пробок вывезут трамваи»

29 февраля 2016 Портал «Гудок»

Директор Санкт-Петербургского ГУП «Горэлектротранс», президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Василий Остряков рассказал в интервью Gudok.ru об уровне сервиса для пассажиров в трамваях и троллейбусах Северной столицы.

 

 

- Как развивается проект “Умный город” в Санкт-Петербурге и какое участие в нем принимает “Горэлектротранс”?

 

- Этим проектом занимается Комитет по информатизации и связи. Централизация управления на транспорте - часть этого проекта, которая предполагает значительное улучшение в обслуживании пассажиров. И один из приоритетов в этом направлении – повышение информированности горожан о текущей дорожной обстановке. Если где-то на линии происходит нештатная ситуация, которая препятствует движению общественного транспорта, диспетчер может перенаправить пассажиропоток на другие маршруты, предложить пассажирам оптимальную альтернативу в сложившихся условиях.

 

- Что сейчас делается для реализации этого проекта?

 

- Сейчас прорабатываются варианты формирования Единого диспетчерского центра для всего общественного транспорта, куда будет поступать оперативная информация с городских улиц. Это позволит диспетчерам принимать наиболее эффективные решения и добиться согласованности действий различных служб. Специалисты центра будут в режиме реального времени отслеживать дорожную обстановку в городе и корректировать работу всего общественного транспорта, исходя из текущих задач. Сейчас у каждого транспортного предприятия своя диспетчерская, сотрудники которой отвечают за бесперебойное движение только для конкретного вида транспорта.

 

- Оборудован ли электротранспорт Петербурга ГЛОНАССом?

 

- Мы оборудовали весь парк подвижного состава системой ГЛОНАСС ещё 3 года назад, это уже пройденный этап. Еще одна технология, позволяющая быстро решать экстренные вопросы на линии – прямая телефонная связь водителей с диспетчером и аварийными службами. У каждого водителя есть рабочий мобильный телефон, закрепленный за подвижным составом. Номер телефона соответствует номеру транспортного средства, диспетчер в любой момент может связаться с каждым водителем, работающим на линии.

 

- Что это дало?

 

- Это дало управляемость. Если есть впереди пробка, можно сообщить об этом водителю, и он сделает короткий круг. А раньше это делалось вручную. Порядка 40 операторов размещались непосредственно в городе, заносили в журнал данные о проходящих трамваях и троллейбусах и получали оперативную информацию от центрального диспетчера, куда направить транспорт. Сейчас их в два раза меньше. Постепенно от этой системы мы отходим.

 

- Когда в управлении движением произойдет переход от человека к компьютеру?

 

- Совершенствование технологий на транспорте – это непрерывный процесс. Так, уже через 2 года любое программное обеспечение устаревает, появляются более современные и продвинутые разработки. Например, у нас в 2013 году полностью завершился переход на электронную систему оплаты проезда, и уже год назад эта система устарела. Что касается системы «Умный город» - это наше ближайшее будущее.

 

- Какими средствами такого «информирования» обладает “Горэлектротранс”?

 

- Наш подвижной состав оборудован специальными мониторами, через которые пассажиры получают полезную информацию о работе предприятия. Например, об изменениях в расписании электротранспорта из-за закрытий или актуальные новости из жизни отрасли, которые обновляются каждую неделю. С прошлого года на новый подвижной состав устанавливаются медиакомплексы со встроенным модулем Wi-Fi, а также с функцией экстренного оповещения пассажиров в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Внешне – это тот же монитор, но уже с более расширенными функционалом и возможностями.

 

- Будет ли бесплатный WiFi в троллейбусах и трамваях в Петербурге?

 

- Оборудовать точкой WiFi транспортное средство элементарно. Самое главное, кто будет за это платить, какова схема оплаты? Иногда рекламу насильно насаждают в обмен на доступ к бесплатному интернету. Зачем тогда такая услуга нужна, она не удобна для пользователя. У нас проект ”Трамвай - полный WiFi” был запущен в тестовом режиме еще три года назад, даже раньше, чем в Москве. Но потом оператору стал неинтересен этот проект. Потому что единственное, что может отбить затраты - это предоставление борта под рекламу. А в Петербурге на транспорте государственных перевозчиков реклама запрещена.

 

- А нужен ли вообще WiFi в общественном транспорте?

 

- Перевозчик обязан повышать удобство своих пассажиров. WiFi привлекает молодежь, это в принципе другой уровень обслуживания. Интернет вообще должен быть нормой жизни. Сейчас редко в каком кафе нет общедоступного интернета. Чем общественный транспорт хуже?

 

- Как вы еще повышаете качество услуг? Как развивается маршрутная сеть?

 

- По количеству рейсов мы каждый год прирастаем. В этом году объем транспортной работы выше прошлого года и немного выше плана. На мой взгляд, экологически чистый транспорт должен развиваться.

 

- Были времена в Санкт-Петербурге, когда сокращалось движение электрического транспорта?

 

- Во многих городах мира была такая тенденция. Считалось, что этот транспорт мешает. Но еще одна общемировая тенденция состоит в том, что люди поняли: из пробок их вывезут трамваи, которые едут по обособленному полотну и могут перевозить больше пассажиров, чем автобусы, ведь трамвайный поезд может быть составлен из 3-4 вагонов. В Европе ходят даже 5-секционные трамваи.

 

- В Европе общественный транспорт очень комфортный…

 

- Там вообще стандарт другой - каждый человек должен обязательно ехать сидя. У нас стандарт 5 человек на метр, а до этого было 8 человек на метр. А там - только сидячие места. Это общемировые стандарты, мы к ним движемся.

 

- Для вас это цель?

 

- Безусловно. Надо развиваться. У нас есть примеры других стран, где очень развиты трамваи. Сейчас это совершенно другой вид транспорта. Он теперь не гремит и ходит почти бесшумно, удобен для посадки. В Санкт-Петербурге с 2014 года стали появляться трехсекционные полностью низкопольные трамваи. Вагоны, которые мы модернизируем, также оборудуются низкопольными площадками.

Еще одно важное преимущество современных трамваев – это их вместимость, возможность ехать комфортно даже в час пик, сохраняя свое личное пространство. Я был два года назад в Берлине и видел такую картину: сидит пассажир-велосипедист, а перед ним на подножке стоит его велосипед. Никому это не мешает, никто не считает, что это наглость, что он пришел и поставил его в салоне. Это нормально.

 

- Читатели не видят эмоции, с которыми вы это говорите. Вы считаете, что именно в этом направлении нужно улучшать комфорт?

 

- Конечно. Не нужно никуда карабкаться. Сейчас в низкопольный трамвай легко зайти. Следующая ставка должна быть сделана на скорость. Важно, чтобы выдерживался такой график, чтобы пассажиру не нужно было долго ждать. Для этого необходимо на деле обеспечить фактический приоритет общественному транспорту. Там, где трамвай идет по обособленному полотну, он по скорости может составить конкуренцию другим видам наземного транспорта. И это показывают даже недавние снегопады в Петербурге, когда наш пассажиропоток значительно увеличился. Так как именно на трамваях, идущих по выделенным участкам, было передвигаться быстрее всего.

 

- Но пока, честно говоря, в мегаполисе это нечастое явление, когда общественный транспорт ходит чётко по расписанию.

 

- Мы опять возвращаемся к теме обеспечения приоритета для общественного транспорта. Пока он движется в общем потоке, он зависит от средней скорости потока. Сейчас пассажир может узнать, когда транспортное средство прибудет на остановку, по QR-коду. Кроме того, у нас в городе 85 остановок оборудованы специальными электронными табло, на которых транслируется информация, когда подойдет следующий транспорт. Это удобно. Мы знаем наши беды и системно с ними боремся. Но мы понимаем, что недалеко то будущее, когда все неудобства закончатся.

 

- Каковы петербургские особенности для работы электротранспорта?

 

- Для нашего, да и для других крупных городов характерна нервная дорожная обстановка из-за скоплений автомашин. Порой, автомобилисты, устав от пробок, пытаются где-то быстро проскочить, подрезают общественный транспорт. А это может привести к травмированию пассажиров, однако зачастую другие участники движения об этом просто не задумываются.

 

- Какова динамика по таким инцидентам?

 

- Мы заметили, что уходят нарушения, которые раньше были связаны с нашей работой. Например, бывало, что пассажирам зажимали дверью ногу или руку. Сейчас это решается технически: есть датчики, которые не позволят транспортному средству двигаться, пока дверь не закрыта полностью. Теперь на первое место выходят другие проблемы, связанные с нервозностью водителей - это резкие торможения или резкое трогание с места при отъезде от остановок. Усилили контроль за такими случаями и постепенно удалось их минимизировать. Однако все еще много случаев при неожиданном торможении, которое провоцируют другие участники движения. Но при желании даже таких случаев можно избежать. У нас есть водители, которые работают по 10-15 лет и не допустили ни одного падения и ни одного ДТП. Например, в 2015 году Минтранс РФ поощрил 6 наших водителей за безаварийную работу. Так что люди, которые умеют не оказываться в плохих ситуациях, есть и их немало.

 

- Что бы вы посоветовали вашим коллегам в других регионах, чтобы общественный транспорт развивался? Им часто просто не хватает денег…

 

- Не моя мысль, но я ее понял давно: нужно относиться с уважением к пассажирам, с любовью. Искренне хотеть сделать лучше, понимать потребности каждого. Если эта точка зрения состоялась, то всем будет хорошо. Поэтому я желаю коллегам полюбить своих пассажиров. Тогда у них будет успех.

 

- И в кризисный год это тоже возможно?

 

- Я бы сказал, что кризисная ситуация нам всем поможет, она нас объединяет. Даже во время блокады Ленинграда наше предприятие работало: всё успевали ремонтировать, восстанавливать, и трамваи ходили по городу. Жёсткие условия мобилизуют людей и позволяют нацелиться на дело.

Ссылка на публикацию

Портал "Гудок"