Трамваи – блокадные труженики

27 января 2016
27 января в Музее городского электрического транспорта прошла Акция Памяти в честь  полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Электрический  транспорт сыграл  в  истории осаждённого города особую  роль. Трамваи перевозили воинские подразделения, снаряды, вооружение, активно использовались при строительстве укреплений и эвакуации городского имущества, в том числе коллекций Эрмитажа. А для пассажиров-ленинградцев действующий трамвай был символом того, что город жив и  обязательно выстоит. 
 
В блокаду  в Ленинграде  курсировали вагоны  дореволюционной  постройки первой и второй очередей,   МС  и  ПС  производства  завода  «Красный Путиловец»,  МА  и ПА  –  знаменитые  «американки»,  впоследствии переименованные  в  ЛМ-33 и  ЛП-33. Небольшие вагоны МС в случае  необходимости  можно было вручную вытолкнуть за пределы участка, обесточенного в результате попадания бомбы или снаряда. 
 
Много важных задач стояло перед грузовыми поездами, которых тогда насчитывалось около 70  единиц. Грузовые трамваи использовали во время эвакуации жителей районов, приближенных к линии фронта, а также  для заготовки дров, подвозки сырья и материалов для промышленных предприятий, расчистки города от снега и мусора, строительстве оборонительных сооружений. 
 
 Вагоны  серии МС работали на городских маршрутах с 1927 по 1967-й  годы,  а  «американки» – с 1933 по 1979-й. Грузовые  трамваи  эксплуатировались вплоть до начала 2000-х годов.
 
В войну подвижной состав  реконструировали. Так, «американки»  перед блокадой были переоборудованы  в  санитарные трамваи. В салоне  установили носилки в три яруса, а вход расположили в торце вагона,  чтобы  было  удобнее заносить раненых. 
 
Кроме  того,  буферные фонари  оборудовали специальными козырьками, а освещение салона затемнили,  чтобы трамваи не были заметны с воздуха в тёмное время суток. Для  обеспечения  работы  транспорта в  блокадном городе инженеры  и  специалисты  ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУЛ) зачастую проявляли удивительную изобретательность. Например, они устанавливали второй токоприёмник на вагон и таким образом ликвидировали  искрение. Особое  инженерное  решение потребовалось и для  тяговых  подстанций – чтобы в суровые морозы не зависеть от застывшего городского  водопровода.
 
Работники ТТУЛ также были задействованы в важнейших операциях, связанных с обороной  Ленинграда. Например, в прокладке кабеля по дну Ладожского озера, давшего блокадному городу столь необходимый ток Волховской  ГЭС. И это всё – не считая повседневного труда на маршрутах в условиях  голода, холода и бомбёжек. 
 
За время осады Ленинграда на рабочих местах было убито 77 работников ТТУЛ, ранено – 168 человек, контужено – 106. Пропали без вести более 70 человек. В блокаду зарегистрировано свыше полутора тысяч непосредственных попаданий снарядов и бомб в объекты  транспортной инфраструктуры. Разрушено свыше 450 километров трамвайной контактной сети, 40 километров кабельной сети, 64 километра контактной сети троллейбуса, свыше тысячи вагонов и 25 зданий ТТУЛ. 
 
Подвиг трамвайщиков, погибших в годы блокады на фронтах Великой Отечественной войны, увековечивает памятная плита на Пискарёвском мемориальном кладбище, установленная 6 мая 2001 года. На проспекте Стачек, у трамвайного парка №8, в 2007 году был открыт памятник Блокадному трамваю. О героическом труде работников Трамвайно-троллейбусного управления напоминают мемориальные доски в трамвайных парках, которые обеспечивали трамвайное движение в страшные блокадные годы. Еще одна мемориальная доска  в честь подвига трамвайщиков Ленинграда размещена  у входа в Музей городского электрического транспорта - на Среднем проспекте, 77. Сегодня к ней ветераны, школьники и работники «Горэлектротранса» возложили цветы. После чего участники Акции Памяти проехали по Васильевскому острову на трамваях военной эпохи.
 
 

Фоторепортаж с Акции Памяти на официальном сайте СПб ГУП «Горэлектротранс» 

и в группе предприятия в соцсети «ВКонтакте»

 

Предыдущая новость
Следующая новость